Особенности работы с детьми с ОПФР
Особенности работы с детьми с ОПФР Только тогда станешь человеком, когда научишься видеть человека в другом. А. Н. Радищев Каждый ребенок приходит в школу с огромным желанием учиться, но если не научить его это делать, то с первых шагов школьной жизни он встретится с трудностями, неудачами, которые постепенно могут погасить его желание учиться. Это вдвойне справедливо для детей с особенностями психофизического развития (ОПФР). Проблема образования людей с ОПФР сегодня чрезвычайно актуальна. Количество детей и взрослых, имеющих расстройства физического и психического здоровья, значительно возросло. Причин здесь много: техногенная чернобыльская катастрофа, процессы урбанизации, неблагоприятная экология, отягощенная наследственность, алкоголизм и наркомания... Современная система специального образования трансформируется в открытую образовательную систему и базируется на признании того, что нет социально неперспективных детей, все дети обучаемы и им гарантируется педагогическая помощь и поддержка, а также на признании ценности совместной деятельности и общения учащихся с особенностями психофизического развития и их здоровых сверстников. Идея толерантности по отношению к иным людям сменяется уважением к ним, на место главенства идеи человеческой полезности приходит культура человеческого достоинства. В связи с интеграцией детей с ОПФР в школу общего типа представляется необходимым использование комплексного, системного подхода к изучению личности ребенка, выявление его потенциальных возможностей, создание психологопедагогических условий для успешной социализации. В настоящее время в Республике Беларусь существует необходимая нормативноправовая база, обеспечивающая обучение детей с особенностями психофизического развития. Количество специальных классов, классов интегрированного обучения в общеобразовательных школах растет год от года, что свидетельствует о принятии этой формы обучения родителями и педагогическими коллективами школ. Имидж школьников с ОПФР в общественном сознании, как правило, негативный. Он формирует установку на изоляцию их от сверстников и общества в целом. Поэтому перед педагогами стоит задача устранить этот негатив. Чтобы оказать действенную помощь такому ученику, учителю следует преодолеть ряд сложившихся стереотипов. Обычно расположение к ученику зависит от его прилежания и учебных успехов. В классе же интегрированного обучения необходимо понимание тех проявлений, которые возможны у детей с особенностями развития. Ученики могут быть напряженными, скованными либо, наоборот, развязными. Может наблюдаться тревожность перед учебной ситуацией или безразличие, апатия, инертность, пассивность. Поэтому первостепенная задача учителя в классе интегрированного обучения — вызвать и закрепить оптимистическое, эмоционально-позитивное отношение детей к школе и учению. Недопустимо усугубление негативных реакций школьников. Общими усилиями педагога, родителей и дефектолога создается благоприятная для детей среда, которая позволяет каждому двигаться в зоне максимальных возможностей, не испытывая дискомфорта от пребывания среди успевающих сверстников. В любой ситуации учителю необходимо оставаться спокойным и доброжелательным, ровным и дружелюбным по отношению к детям. С особым терпением и тактом он должен относится к детям с ОФПР, понимая, что у них могут наблюдаться большая подвижность или, наоборот, скованность, упрямство, неадекватные страхи и опасения, неуверенность в себе и конфликтность, неспособность сосредоточиться на учебном задании или неумение отвлечься и переключиться. Могут наблюдаться и вредные привычки: ребенок сосет губы, грызет ногти, гримасничает, подергивается и др. В кодексе психолога записано: "Если увидишь лицо без улыбки, улыбнись сам". Помня об этом, учитель с первых дней занятий щедро дарит свою улыбку всему классу и каждому ученику в отдельности. В учебном процессе широко используются невербальные формы общения, которые позволяют ребенку получать эмоциональную поддержку. К ним относятся: • ласковая, ободряющая интонация; • небольшое (меньше метра) расстояние между учителем и учеником; • перцептивные контакты (поглаживание, пожатие руки, визуальный контакт на уровне глаз). Основная цель общения — создание условий для позитивного развития ребенка. Учитель избегает прямых оценок, навешивания ярлыков, не спешит ставить диагноз. Главное — включить школьника в учебное взаимодействие, помочь ему преодолеть боязнь и негативное отношение к учению. Учитель принимает ученика таким, какой он есть, независимо от учебных успехов, не предъявляя строгих требований и не высказывая отрицательных оценочных суждений. Наоборот, подбадривает ребенка, говорит, что все будет хорошо, что ученик справится с заданием, правильно ответит. В своей работе для создания ситуации успеха в учебной деятельности я использую эффективный словесный прием — 30 вариантов того, как сказать ребенку "молодец" (из книги А. Р. Маллера "Ребенок с ограниченными возможностями"): Прекрасно! Мне нравится, как ты это сделал. Это у тебя получилось лучше всего. Здорово придумал! Я просто обожаю это. Умница! Ты сделал это! Молодец, у тебя все получилось! Об этом обязательно надо сказать родителям! Все лучше и лучше! Удивительно! Ура! Здорово, молодец! Так чудно, пальчики оближешь! Хорошо, а как тебе это? Очень неплохо! Ты делаешь все аккуратно. Это просто замечательно! Ах, превосходно! Похлопаем нашему... Именно так. Восхитительно! Правильно. Это выглядит здорово! Это что-то особенное! Ух, вы только посмотрите! Я так рада! Отлично! Мне нравится, потому что... Ну, просто изумительно! В классе интегрированного обучения учителю нельзя сравнивать результаты работы ученика с ОПФР с достижениями других учащихся. Как сказал Л. С. Выготский, "каждый ребенок уникален, неповторим, имеет присущую только ему зону ближайшего развития и соответственно имеет индивидуальные достижения". Текущая работа учащихся с ОПФР сравниваете, только с предыдущей. Дети с особенностями развития очень чувствительны к мимике, жестам, темпу речи учителя. Это требует от учителя внимания и терпения. В процессе совместного обучения актуальны положительные взаимоотношения не только между учителем и учеником, но и между всеми учениками при их взаимодействии как на уроке, так и во внеурочное время. Детям с нарушениями присущи импульсивность, конфликтность, обидчивость и раздражительность. Дополнительный возбуждающий фактор — сравнительно большая наполняемость класса (20 человек). Это требует от учителя специальных усилий по снижению общего возбуждения и формированию эмоциональной культуры детей. Хочется напомнить, что проще предотвратить возникновение конфликтных ситуаций, прохладных отношений, проявление безразличия и высокомерия, чем потом их исправлять. На уроке совместного обучения, чтобы сохранять работоспособность и спокойствие при различном темпе работы, полезно проводить специальные игры и упражнения, позволяющие переключить внимание, снять напряжение у детей. В играх предусматривается чередование переходов от напряжения и активности к расслаблению и покою. Необходимо использовать разнообразные приемы для налаживания учебного взаимодействия, организации сотрудничества между учениками на уроках и в свободное время. Таким образом, в организации взаимодействия в системе "учитель — ученик" при работе с детьми с ОПФР важными моментами являются: • создание условий для формирования содержательной учебной мотивации; • целенаправленность и системность педагогической работы; • ее направленность на результативную подготовку каждого ученика; • обеспечение на всех этапах урока благожелательной атмосферы, особенно в ходе опроса, анализа результатов деятельности школьников; • дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся; • обеспечение максимальной наглядности педагогического процесса; • стимулирование деятельности детей одобрением, похвалой; • широкое использование игровых методов и приемов обучения; • фиксирование внимания на позитивных продвижениях слабоуспевающих, избегание негативной оценки деятельности учащихся; • создание для детей ситуаций успеха; • оказание учащимся необходимой помощи разного вида: стимулирующей, направляющей, обучающей; • обеспечение согласованности действий педагогического коллектива и родителей, информирование о работе друг друга и ее результатах. Если учителю удастся окружить детей с ОПФР вниманием, заботой и лаской, то успех их обучения обеспечен. А когда работаешь с любовью, то раскрывается творческий потенциал педагога и рождаются поэтические строки. Вот что написала воспитатель группы продленного дня Л. А. Иванова: Любите всех детей, пришедших к вам учиться! Особенно тех, кто судьбой обделен. Им в жизни многого не суждено добиться, Но каждый чистою душою награжден! И мы должны над каждым наклониться, Чтоб научить читать их и писать, Чтоб заглянуть в зовущие нас лица И ободряющее слово им сказать. Не бойтесь израсходовать до срока Любви и знаний в вас хранящийся запас, Чем больше сил вы отдаете детям, Тем больше остается их у вас! | |
Просмотров: 771 | |
Всего комментариев: 0 | |