Как вести себя с первоклассником Первый класс - серьёзное испытание не только для ребёнка, но и для всей семьи. От того, как пройдёт этот школьный год, во многом зависят итоги всех последующих. Именно сейчас ваш ребёнок учится самостоятельности, о тветственности. У него вырабатывается определённое отношение к самому понятию «школа». Всё лето ваш малыш жил ожиданием первого сентября. Вы вместе выбирали ранец, покупали яркие тетрадки, ручки и карандаши. И вот - долгожданный сентябрь... Проходит месяц-другой, и вы замечаете, что он идёт в школу, как на каторгу. Что домашние задания делаются из-под палки, а каждое утро начинается с препираний: «Не пойду! Не хочу! Не буду!» Только не надо сейчас с ним ссориться: всё равно ни к чему хорошему это не приведет, только хуже будет. Если уж это произошло, скажите себе «стоп» и попробуйте вместе с малышом начать всё сначала. Как же вести себя с ребёнком, который пошел в первый класс? 1. Будите его спокойно. Проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку и услышать ласковый голос. Не подгоняйте его и нё дёргайте по пустякам. Тем более не стоит вспоминать вчерашние оплошности (например, перед сном он так и не убрал на место игрушки. 2. Не торопите его. Правильно рассчитать время, которое нужно малышу на сборы в школу, - ваша, а не его задача. И если он не успевает собраться – это ваша вина: завтра разбудите его пораньше настолько, насколько он «закопался» сегодня. 3. Не отправляйте ребенка в школу голодным: даже если сын или дочь кушает в школе, до завтрака пройдет несколько уроков, и не дело, если на них ребёнок будет думать о бутерброде, а не о буквах и цифрах. 4. Не прощайтесь с ним, предупреждая: «смотри, не балуйся», «веди себя хорошо», «смотри, чтобы сегодня не было плохих отметок» и т. п. Гораздо полезнее на прощание пожелать чаду удачи, подбодрить, найти хоть пару ласковых слов. 5. Встречая ребёнка из школы, не произносите фраз типа: «Что ты сегодня получил?», «Как успехи в школе?» или, что ещё хуже, ироничные высказывания вроде: «Ну как, сегодня без двоек?», «Ну двоечник, как успехи?». Встречайте малыша спокойно, не обрушивайте на него тысячу вопросов, дайте ему расслабиться. Но если ребёнок чересчур возбуждён и сам жаждет поделиться чем-то, едва вернувшись из школы, - не откладывайте разговор на потом, выслушайте его - это но займёт много времени. Подумайте о том, как иногда вам самой важно, чтобы вас кто-нибудь выслушал. 6. Если вы видите, что ребёнок огорчён, но молчит, - не допытывайтесь, пусть успокоится. Тогда и расскажет всё сам. А нет - осторожно спросите чуть позже. 7. Интересуйтесь успехами ребёнка у учителей, но НЕ в присутствии малыша! Выслушав замечания учителя, не торопитесь устраивать ребёнку взбучку. Для того, чтобы делать какие-либо выводы, нужно расспросить обе стороны. 8. Не требуйте от ребенка, чтобы он сразу после школы садился за уроки. Перерыв в 2-3 часа ему просто необходим. А еще лучше, если ваш первоклашка поспит полтора часика – это лучший способ восстановить силы. Помните, что лучшее время для приготовления уроков – с 15 до 17 часов. 9. Не заставляйте его делать все уроки в один присест. После 15 до15-20 минут занятий надо делать 10-15-минутные «переменки», и лучше, если они будут подвижными. 10. Не сидите над душой, когда ребёнок делает домашнее задание. Дайте ему возможность работать самостоятельно. Но уж если нужна ваша помощь - наберитесь терпения. Спокойный тон, поддержка(«не волнуйся, всё получится», «давай разберёмся вместе», «я тебе помогу») и похвала, даже если что-то не получается, жизненно необходимы. Иначе быстро отобьёте у ребёнка охоту просить вас о помощи. 11. Не торгуйтесь: «Бели ты сделаешь, то...» Это порочная практика - у ребёнка выработается неверное представление о цели его учёбы, и он может начать думать, что, посещая школу, делает вам одолжение, за которое вы ему «платите» игрушками, сладостями или возможностью делать то, что ему хочется. Кроме того, условие, которое вы ставите ему, может неожиданно оказаться невыполнимым по не зависящим от ребёнка причинам и вы окажетесь в сложной ситуации - либо быть последовательным до конца и тем самым несправедливым по отношению к ребёнку, либо нарушить своё родительское слово. 12. Хотя бы полчаса в день посвятите только ребёнку, не отвлекаясь на домашние заботы, телефонные звонки, телевизор и общение с другими членами семьи. Пусть в этот момент он поймёт, что для вас нет ничего важнее его дел, его забот, радостей и неудач. 13. Выработайте единую для всех взрослых в семье тактику общения с первоклассником. А свои разногласия по поводу того, что «педагогично», а что - нет, решайте без него. Если что-то не получается, посоветуйтесь с учителем, школьным психологом. 14. Помните, что в течение учебного года есть «критические» периоды, когда учиться становится сложнее, ребёнок быстрее утомляется, у него снижается работоспособность. Для первоклашки это: первые 4-6 недель (и 3-4 недели для учеников 2-4-х классов), затем - конец 2-й четверти (примерно с 15 декабря), первая неделя после зимних каникул и середина третьей четверти. В эти периоды нужно быть особенно внимательным к состоянию ребёнка. 15. Учтите, что даже «совсем большие» дети (как часто можно слышать в обращении к 7-8-летним: «ты уже большой!») любят сказку на ночь, песенку или ласковое поглаживание. Всё это успокаивает малыша. Старайтесь не напоминать ему перед сном о неприятностях, не выяснять отношения, не обсуждать завтрашнюю контрольную и т. п. Завтра новый день, и в ваших силах сделать всё, чтобы он был спокойным, добрым и радостным. Журнал "Алеся” - №10, 2010г. | |
Просмотров: 3890 | |
Всего комментариев: 0 | |