Проектная деятельность в младшем школьном
возрасте: первые шаги Одним из
наиболее популярных методов обучения в современной школе является
проектирование. С одной стороны проектная деятельность многогранна, сложно
организована, требует множества временных и энергетических затрат, глубокой и
целенаправленной подготовки специалиста-координатора. С другой стороны, именно
она несёт глубокие смыслы для самого юного проектанта: позволяет удовлетворить
детскую любознательность, повысить степень осознанности в познавательной
деятельности, открыть ребенку разнообразие явлений окружающего мира,
реализоваться личности ребенка, дает ребенку возможность поверить в свой успех.
Это в свою очередь становится для учителя мотивирующим фактором, который
заставляет задуматься над проблематикой такого вопроса, как включение
современного школьника в проектную и научно-исследовательскую деятельность. Статистикой
подтверждается,
что учащиеся удерживают в памяти: 10 % от того,
что они читают, 26 % от того,
что они слышат, 30 % от того,
что они видят, 50 % от того,
что они видят и слышат, 70 % от того,
что они обсуждают с другими, 80 % от того,
что основано на личном опыте, 90 % от того,
что они говорят (проговаривают) в то время, когда делают, 95 % от того,
чему они обучают сами (Felder, 1988). Данные
исследования впечатляют. Ведь именно в проектной деятельности ребенок
приобретает ценнейший опыт – опыт «обучения» других людей. Погружаясь в
тематику своего проекта, ребёнку предстоит освоить новые для себя позиции.
Во-первых, он может выступать в качестве специалиста изучаемого вопроса,
во-вторых – эксперта, а в-третьих - наставника. В проектной деятельности активно задействуются все
четыре механизма (по Б.Ананьеву) развития личности: общение, деятельность,
познание, рефлексия. Проект – это
план, замысел. Творческий проект – процесс поэтапного осмысления и поэтапной
разработки решения проблемы в качественно новой форме, отличающейся
неповторимостью, оригинальностью. В современной
образовательной практике относительно проектной деятельности учащихся начальной
школы возникает целый ряд вопросов: ♦ С какого
возраста ребенка можно включать в проектную деятельность? ♦ Как грамотно
выстроить момент вхождения ребенка в проектную деятельность? ♦ Какова степень
осмысленности и самостоятельности ребенка в проектируемом вопросе? Действительно,
исследуя нюансы включения ребенка в проектную деятельность, отмечаем, что в
силу ряда специфических особенностей (возрастное и индивидуальное развитие)
возникает множество трудностей. Среди них наиболее ярко выделяются следующие: ☻ у ребенка
младшего школьного возраста недостаточно развита аналитичность мышления, отсюда
и затруднения с анализом литературы, выборкой главного и абстрагированием от
несущественного; ☻ младшие
школьники испытывают коммуникативные затруднения, а тему следует раскрыть,
всесторонне обосновать, ответить на поставленные вопросы; ☻ эмоциональная
незрелость, что порождает неспособность конструктивно отнестись к критическим
замечаниям. В связи с
вышесказанным проектная деятельность может показаться многим (относительно
данного возраста) несерьёзной, игровой. Но здесь возникает противоречие, т.к.
именно этот возраст потенциален для закладки фундаментальных основ
исследовательской деятельности и мотивационной ориентации ребёнка. Вопрос
заключается лишь в правильном подборе методов и приёмов формирования
исследовательской компетенции, адекватных возрастным особенностям младшего
школьника. При организации
проектной деятельности в начальных классах необходимо учитывать специфику развития ребенка в младшем школьном
возрасте. Подготовительную
работу
необходимо начинать с первых дней ребёнка в школе. На данном этапе полезно
использовать различные исследовательские задания, поисковые задачи, проблемные
ситуации. То есть задания, содержащие проблему, решение которой требует
проведения теоретического анализа, применения одного или нескольких методов
научного исследования, с помощью которых учащиеся открывают ранее неизвестное
для них. Решение таких задач может быть сначала коллективным, а впоследствии
индивидуальным. Совместная деятельность и общение позволяют обеспечивать
реальный психологический контакт между учениками: формировать положительную
мотивацию обучения; создавать психологическую обстановку коллективного,
познавательного поиска и общих раздумий. Отметим, что в
работе на данном этапе ребенок накапливает опыт проблематизации того или иного
вопроса, поиска информационных ресурсов, а также развивает способность видеть
вариации решений проблемы. Одним из шагов
при организации проектной деятельности в начальной школе является мотивация.
Необходимо работать в двух направлениях: мотивация учащихся и мотивация их
родителей, которые становятся отличными помощниками и первыми экспертами для
детей. Родители учащихся - это наши союзники. Задача учителя на данном этапе:
создать ситуацию сотрудничества, в которой каждый занимает активную субъектную
позицию, чувствует комфортность, сопричастность, а деятельность строится на
основе совместности и партнерства. Очень важно при
организации работы над проектом создание
для каждого ситуации успеха, ведь для того, чтобы вырастить красивейший сад
необходимо сначала разработать участок и посеять семена, а затем довольно
продолжительное время холить и лелеять всходы. Важно постоянно помнить, что
каждый ребёнок – это уникальность, которая раскрывается в рамках проектной
деятельности и демонстрирует мир собственных увлечений, интересов, хобби. Резюмируя
вышеизложенное, отметим, что в современной образовательной практике детям
предлагается участие в НОУ уже в младшем школьном возрасте. Но чтобы этот
процесс был гармоничным, доступным, понятным самому проектанту, подготовку, на
наш взгляд, необходимо начинать заблаговременно (буквально с первых дней
пребывания ребенка в школе) и выстраивать ступенчато, по принципу «от простого
к сложному». Велика роль педагога, который в свою очередь должен не занимать
жестких позиций, а непринужденно информировать детей об исследовательской
деятельности, мотивировать на проектирование. Учительская функция сопровождать, помогать, поддерживать,
консультировать, экспертировать, организовывать ситуации успеха и развития. Не
следует забывать и о том, что в младшем школьном возрасте при построении работы
с ребёнком необходимы: частая смена
видов деятельности, разнообразие форм, методов, приёмов работы, увлекательные
задания, поощрение каждого, создание ситуаций успеха, а главное, сюрпризность
каждого шага. Помните, что
творческий учитель рождает творческого ученика! Информацию предоставила педагог-психолог
Живодовская И.А. Использована статья Шамовой
Натальи Викторовны, учителя начальных классов (Россия) | |
Просмотров: 6488 | |
Всего комментариев: 0 | |