Приемы анализа художественного произведения (из опыта работы)На курсах повышения квалификации по теме «Формирование литературоведческих понятий и представлений у младших школьников» Столярчук Ольгой Чеславовной была определена цель литературного чтения следующим образом - лучше познать себя. Донесено слушателям следующее. В процессе анализа или интерпретации текста задаются вопросы 4 уровней: 1 уровень – вопросы предметного характера (что …) Что произошло в рассказе? - главные герои - где происходили события - чем заканчивается рассказ 2 уровень – вопросы обобщенного характера (предметный: почему так произошло?) 3 уровень – вопросы идейной направленности: - правильно ли герой поступил? - как он поступил? - прав ли герой? 4 уровень - вопросы личностного отношения к прочитанному: - а как бы поступил ты? Когда рассказ делим на эпизоды, к каждому эпизоду должны быть поставлены вопросы 4 уровней. При этом анализ художественного произведения должен учитывать жанровые особенности произведения, исходя из внутренних законов жанра.
Особое место в ходе анализа художественного произведения занимает эвристическая беседа. Принято считать, что ее создал Сократ, поэтому иногда такую беседу называют сократической. Ее история началась еще 2 тысячи лет назад. Эвристическая беседа – это вопросно-ответная форма обучения, когда учитель вместо сообщения готовых знаний заставляет учащихся прийти к новым понятиям и выводам. На практике осуществляю это посредством игры «Радуга», в ходе которой следует соотнести героя, согласно его поступкам, с определенным цветом радуги. Эвристическая беседа выполняет такие задачи как получение глубоких и прочных знаний, побуждение к установке связей и закономерностей, способствует проникновению в сущность материала, помогает найти в нем причинно-следственные связи, опровергнуть ошибочные суждения и обосновать свои, подходить к фактам критически. При этом она развивает высокую активность, сознательность учеников, формирует познавательную самостоятельность. Смысл составления рассказа о герое в том, чтобы собрать воедино читательские впечатления, научить детей монологическому оценочному высказыванию, побудить использовать в собственной речи те приемы изображения персонажа, с которыми школьники познакомились в ходе анализа рассказа. Рассматриваются: Поступок. Какой поступок героя вызвал интерес к нему? Чем было необычно его поведение? Речевая характеристика. Каковы реплики героя в рассказе? Как он их произносит? Как это его характеризует? Рассказы о герое других персонажей. Сопоставление персонажей. Поведение героя. Его отношения с другими персонажами. Как и почему меняются отношения? Связь образа персонажа с названием и идеей рассказа. Почему рассказ так называется ? Зачем нужен автору данный эпизод? Какую проблему ставит автор, рассказывая о…? Многие трудности понимания текста связаны с неразвитым, «ленивым» воображением читателя. Прием иллюстрирования текста помогает развивать воссоздающее и творческое воображение, а также связную монологическую речь ребенка. Обучение словесному рисованию начинаю с создания жанровых (сюжетных) картинок. Полезными подготовительными упражнениями являются рассматривание графических иллюстраций к тексту и их анализ (кто изображен, когда, где), выяснения соответствия иллюстрации тексту, выбор из нескольких иллюстраций наиболее подходящей к тексту, озаглавливание иллюстрации. В начале работы по словесному рисованию необходима материальная (зрительная) опора. На первом этапе обучения словесному рисованию использую динамическую, постепенно возникающей на глазах у детей картину. При этом после словесного описания учащимися каждой детали рисунка, любого элемента интерьера, действующего лица на демонстрационный лист бумаги последовательно прикрепляется только что устно нарисованная (а учителем заранее — графически) соответствующая картинка. Расположение элементов картины обсуждается с детьми. Постепенно создается законченная картина к эпизоду, которая и служит материальной опорой возникших в воображении учеников представлений. На следующем этапе обучения устному иллюстрированию использую такие приемы: 1) выбирается эпизод для иллюстрирования, обсуждается в общих чертах сюжет будущей картины, расположение ее основных элементов, цвет, выполняется карандашный набросок, затем следует словесное описание иллюстрации; дома (по желанию) дети заканчивают ее в красках и карандашах; 2) дети словами рисуют картинку, а потом сверяют ее с соответствующей иллюстрацией в детской книге или в учебнике по чтению. И только на заключительном этапе обучения устному иллюстрированию предлагаю детям самостоятельно, без зрительной опоры, сделать словесный рисунок к тексту. На любом из этапов обучения словесному рисованию порядок работы следующий: 1) выделяется эпизод для словесного иллюстрирования; 2) рисуется место, где происходит событие; 3) изображаются действующие лица; 4) добавляются необходимые детали; 5) «раскрашивается» контурный рисунок. Графическое иллюстрирование – это выполнение картины красками, карандашами, а также аппликация. Методические варианты: 1) составление аппликационной картины; 2) аппликационно-меловая картина, когда на доске учитель рисует мелом фон будущей иллюстрации и прикрепляет соответствующие аппликации; 3) рисование картины красками и карандашами; 4) рисование диафильма к произведению. Использую при этом прием «Моделирование сказки». Например, 2 класс К.И.Чуковский «Путаница». С помощью геометрических фигур и условных изображений смоделировать сюжет сказки. Возможно оформление работ в виде книжек-раскладушек, что является первым опытом проектной деятельности. Групповой работой является создание диафильмов. Прием составления киносценария помогает учащимся обосновывать авторский выбор. Выразительное чтение является одним из видов анализа текста. Подготовка к выразительному чтению лирического произведения включает построчное чтение, поиск слов, которые несут смысловые нагрузки. Фронтально составляется таблица со «Словарем чувств». Например, при подготовке к выразительному чтению произведения С.Есенина «Нивы сжаты, рощи голы…» появляется таблица
Наделили каждую строчку нужной интонацией и тренируемся. При этом учитель не показывает образец чтения. Слушают детей и выбирают лучшее прочтение. (Кто желает прочитать и передать эти чувства?) Оканчивая начальную школу, ребенок должен владеть не только хорошей техникой чтения, но и быть вдумчивым читателем, уметь высказывать и аргументировать свое отношение к прочитанному, эмоционально его переживать, чему и способствует обучение литературному анализу художественного текста. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Просмотров: 6610 | |
Всего комментариев: 0 | |