Приемы анализа художественного произведения (из опыта работы)

Приемы анализа художественного произведения (из опыта работы)

На курсах  повышения квалификации по теме «Формирование  литературоведческих понятий и представлений  у  младших школьников»  Столярчук Ольгой Чеславовной была определена цель литературного чтения следующим образом  - лучше познать себя. Донесено слушателям следующее.

В процессе анализа или интерпретации текста задаются вопросы 4 уровней:

1 уровень – вопросы предметного характера  (что …)

Что произошло в рассказе?

- главные герои

- где происходили события

- чем заканчивается рассказ

2 уровень – вопросы обобщенного характера (предметный: почему так произошло?)

3 уровень – вопросы идейной направленности:

- правильно ли герой поступил?

- как он поступил?

- прав ли герой?

4 уровень -  вопросы личностного отношения к прочитанному:

- а как бы поступил ты?

         Когда рассказ делим на эпизоды, к каждому эпизоду должны быть поставлены вопросы 4 уровней.

При этом анализ художественного произведения должен учитывать жанровые особенности произведения, исходя из внутренних законов жанра.

Эпос

Лирика

Особенности (басня, сказка, рассказ)

Методика изучения

Особенности

Методика изучения

Сюжет. Композиция

Анализ или интерпретация (если идея понятна, уточняем детали).

Появляется картинный либо сюжетный план.

Картина

Словесное рисование (может быть иллюстрация)

Герой

Рассмотреть его поведение, построить систему образов, выяснить мотивы поступков, их последовательность.

Чувства

Выразительное чтение. Анализ динамики чувств

Эпизод (единица анализа)

- выбор в соответствии с концепцией текста;

- значение финальных эпизодов.

Слово (единица анализа)

- работа с ключевыми словами;

- построчный и пословный анализ.

Раскрытие идеи произведения

- через авторскую позицию в сюжетной линии, в лексике описания героев;

- работа над названием;

- дописывание сюжета (в соответствии с идеей произведения).

Выяснение стиля (совокупность языковых средств)

Сопоставительный анализ произведений различных авторов

 

Особое место в ходе анализа художественного произведения занимает эвристическая беседа. Принято считать, что ее создал Сократ, поэтому иногда такую беседу называют сократической. Ее история началась еще 2 тысячи лет назад. Эвристическая беседа – это вопросно-ответная форма обучения, когда учитель вместо сообщения готовых знаний заставляет учащихся прийти к новым понятиям и выводам. На практике осуществляю это посредством  игры «Радуга», в ходе которой следует соотнести героя, согласно его поступкам, с определенным цветом радуги.               

Эвристическая беседа выполняет такие задачи как получение глубоких и прочных знаний, побуждение к установке связей и закономерностей, способствует проникновению в сущность материала, помогает найти в нем причинно-следственные связи, опровергнуть ошибочные суждения и обосновать свои, подходить к фактам критически. При этом она развивает высокую активность, сознательность учеников, формирует познавательную самостоятельность.

Смысл составления рассказа о герое в том, чтобы собрать воедино читательские впечатления, научить детей монологическому оценочному высказыванию, побудить использовать в собственной речи те приемы изображения персонажа, с которыми школьники познакомились в ходе анализа рассказа. Рассматриваются:

Поступок. Какой поступок героя  вызвал интерес к нему? Чем было необычно его поведение?

Речевая характеристика. Каковы реплики героя в рассказе? Как он их произносит? Как это его характеризует?

Рассказы о герое других персонажей.

Сопоставление персонажей.

Поведение героя. Его отношения с другими персонажами. Как и почему меняются отношения?

Связь образа персонажа с названием и идеей рассказа. Почему рассказ  так называется ? Зачем нужен автору данный эпизод? Какую проблему ставит автор, рассказывая о…?

Многие трудности понимания текста связаны с неразвитым, «ленивым» воображением читателя. Прием иллюстрирования текста помогает развивать воссоздающее и творческое воображение, а также связную монологическую речь ребенка. Обучение словесному рисованию начинаю с создания жанровых (сюжетных) картинок. Полезными подготовительными упражнениями являются  рассматривание графических иллюстраций к тексту и их анализ (кто изображен, когда, где), выяснения соответствия иллюстрации тексту, выбор из нескольких иллюстраций наиболее подходящей к тексту, озаглавливание иллюстрации.

В начале работы по словесному рисованию необходима материальная (зрительная) опора. На первом этапе обучения словесному рисованию использую динамическую, постепенно возникающей на глазах у детей картину. При этом после словесного описания учащимися каждой детали рисунка, любого элемента интерьера, действующего лица на демонстрационный лист бумаги последовательно прикрепляется только что устно нарисованная (а учителем заранее — графически) соответствующая картинка. Расположение элементов картины обсуждается с детьми. Постепенно создается законченная картина к эпизоду, которая и служит материальной опорой возникших в воображении учеников представлений.

На следующем этапе обучения устному иллюстрированию использую такие приемы:

1) выбирается эпизод для иллюстрирования, обсуждается в общих чертах сюжет будущей картины, расположение ее основных элементов, цвет, выполняется карандашный набросок, затем следует словесное описание иллюстрации; дома (по желанию) дети заканчивают ее в красках и карандашах;

2) дети словами рисуют картинку, а потом сверяют ее с соответствующей иллюстрацией в детской книге или в учебнике по чтению.

И только на заключительном этапе обучения устному иллюстрированию предлагаю детям самостоятельно, без зрительной опоры, сделать словесный рисунок к тексту.

На любом из этапов обучения словесному рисованию порядок работы следующий:

1) выделяется эпизод для словесного иллюстрирования;

2) рисуется место, где происходит событие;

3) изображаются действующие лица;

4) добавляются необходимые детали;

5) «раскрашивается» контурный рисунок.

Графическое иллюстрирование – это выполнение картины красками, карандашами, а также аппликация. Методические варианты:

1) составление аппликационной картины;

2) аппликационно-меловая картина, когда на доске учитель рисует мелом фон будущей иллюстрации и прикрепляет соответствующие аппликации;

3) рисование картины красками и карандашами;

4) рисование диафильма к произведению.

Использую при этом прием «Моделирование сказки». Например, 2 класс К.И.Чуковский «Путаница». С помощью геометрических фигур и условных изображений  смоделировать сюжет сказки.       

Возможно оформление работ  в виде книжек-раскладушек, что является первым опытом проектной деятельности. Групповой работой является создание диафильмов. Прием составления киносценария помогает учащимся обосновывать авторский выбор.

Выразительное чтение является одним из видов анализа текста. Подготовка к выразительному чтению лирического произведения включает построчное чтение, поиск слов, которые несут смысловые нагрузки. Фронтально составляется таблица со «Словарем чувств».

Например, при подготовке к выразительному чтению произведения С.Есенина «Нивы сжаты, рощи голы…» появляется таблица

Картинный план

Партитура чувств

Сжаты, голы

Грусть, пустота, тоска

Туман и сырость

Холод

Солнце скатилось

Тишина, спокойствие

Взрытая дорога

Боль

Примечталось

Мечтательность

Совсем-совсем

Ожидание

Селой зимы

Спокойствие

Наделили каждую строчку нужной интонацией и тренируемся. При этом учитель не показывает образец чтения. Слушают детей и выбирают лучшее прочтение. (Кто желает прочитать и передать эти чувства?)

Оканчивая начальную школу, ребенок должен владеть не только хорошей техникой чтения, но и быть вдумчивым читателем, уметь высказывать и аргументировать свое отношение к прочитанному, эмоционально его переживать, чему и способствует обучение литературному анализу художественного текста.

Категория: Методическое объединение | Добавил: Марина (16.11.2016)
Просмотров: 6610 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]