Проектная деятельность в младшем школьном возрасте: первые шаги
Проектная деятельность в младшем школьном возрасте: первые шаги

Одним из наиболее популярных методов обучения в современной школе является проектирование. С одной стороны проектная деятельность многогранна, сложно организована, требует множества временных и энергетических затрат, глубокой и целенаправленной подготовки специалиста-координатора. С другой стороны, именно она несёт глубокие смыслы для самого юного проектанта: позволяет удовлетворить детскую любознательность, повысить степень осознанности в познавательной деятельности, открыть ребенку разнообразие явлений окружающего мира, реализоваться личности ребенка, дает ребенку возможность поверить в свой успех. Это в свою очередь становится для учителя мотивирующим фактором, который заставляет задуматься над проблематикой такого вопроса, как включение современного школьника в проектную и научно-исследовательскую деятельность.

 

Статистикой подтверждается, что учащиеся удерживают в памяти:

10 % от того, что они читают,

26 % от того, что они слышат,

30 % от того, что они видят,

50 % от того, что они видят и слышат,

70 % от того, что они обсуждают с другими,

80 % от того, что основано на личном опыте,

90 % от того, что они говорят (проговаривают) в то время, когда делают,

95 % от того, чему они обучают сами (Felder, 1988).

 

Данные исследования впечатляют. Ведь именно в проектной деятельности ребенок приобретает ценнейший опыт – опыт «обучения» других людей. Погружаясь в тематику своего проекта, ребёнку предстоит освоить новые для себя позиции. Во-первых, он может выступать в качестве специалиста изучаемого вопроса, во-вторых – эксперта, а в-третьих - наставника.

В проектной деятельности активно задействуются все четыре механизма (по Б.Ананьеву) развития личности: общение, деятельность, познание, рефлексия.

Проект – это план, замысел. Творческий проект – процесс поэтапного осмысления и поэтапной разработки решения проблемы в качественно новой форме, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.

В современной образовательной практике относительно проектной деятельности учащихся начальной школы возникает целый ряд вопросов:

♦ С какого возраста ребенка можно включать в проектную деятельность?

♦ Как грамотно выстроить момент вхождения ребенка в проектную деятельность?

♦ Какова степень осмысленности и самостоятельности ребенка в проектируемом вопросе?

Действительно, исследуя нюансы включения ребенка в проектную деятельность, отмечаем, что в силу ряда специфических особенностей (возрастное и индивидуальное развитие) возникает множество трудностей.

Среди них наиболее ярко выделяются следующие:

☻ у ребенка младшего школьного возраста недостаточно развита аналитичность мышления, отсюда и затруднения с анализом литературы, выборкой главного и абстрагированием от несущественного;

☻ младшие школьники испытывают коммуникативные затруднения, а тему следует раскрыть, всесторонне обосновать, ответить на поставленные вопросы;

☻ эмоциональная незрелость, что порождает неспособность конструктивно отнестись к критическим замечаниям.

В связи с вышесказанным проектная деятельность может показаться многим (относительно данного возраста) несерьёзной, игровой. Но здесь возникает противоречие, т.к. именно этот возраст потенциален для закладки фундаментальных основ исследовательской деятельности и мотивационной ориентации ребёнка. Вопрос заключается лишь в правильном подборе методов и приёмов формирования исследовательской компетенции, адекватных возрастным особенностям младшего школьника.

При организации проектной деятельности в начальных классах необходимо учитывать  специфику развития ребенка в младшем школьном возрасте.

Подготовительную работу необходимо начинать с первых дней ребёнка в школе. На данном этапе полезно использовать различные исследовательские задания, поисковые задачи, проблемные ситуации. То есть задания, содержащие проблему, решение которой требует проведения теоретического анализа, применения одного или нескольких методов научного исследования, с помощью которых учащиеся открывают ранее неизвестное для них. Решение таких задач может быть сначала коллективным, а впоследствии индивидуальным. Совместная деятельность и общение позволяют обеспечивать реальный психологический контакт между учениками: формировать положительную мотивацию обучения; создавать психологическую обстановку коллективного, познавательного поиска и общих раздумий.

Отметим, что в работе на данном этапе ребенок накапливает опыт проблематизации того или иного вопроса, поиска информационных ресурсов, а также развивает способность видеть вариации решений проблемы.

Одним из шагов при организации проектной деятельности в начальной школе является мотивация. Необходимо работать в двух направлениях: мотивация учащихся и мотивация их родителей, которые становятся отличными помощниками и первыми экспертами для детей. Родители учащихся - это наши союзники. Задача учителя на данном этапе: создать ситуацию сотрудничества, в которой каждый занимает активную субъектную позицию, чувствует комфортность, сопричастность, а деятельность строится на основе совместности и партнерства.

Очень важно при организации работы над проектом  создание для каждого ситуации успеха, ведь для того, чтобы вырастить красивейший сад необходимо сначала разработать участок и посеять семена, а затем довольно продолжительное время холить и лелеять всходы. Важно постоянно помнить, что каждый ребёнок – это уникальность, которая раскрывается в рамках проектной деятельности и демонстрирует мир собственных увлечений, интересов, хобби.

Резюмируя вышеизложенное, отметим, что в современной образовательной практике детям предлагается участие в НОУ уже в младшем школьном возрасте. Но чтобы этот процесс был гармоничным, доступным, понятным самому проектанту, подготовку, на наш взгляд, необходимо начинать заблаговременно (буквально с первых дней пребывания ребенка в школе) и выстраивать ступенчато, по принципу «от простого к сложному». Велика роль педагога, который в свою очередь должен не занимать жестких позиций, а непринужденно информировать детей об исследовательской деятельности, мотивировать на проектирование. Учительская функция сопровождать, помогать, поддерживать, консультировать, экспертировать, организовывать ситуации успеха и развития. Не следует забывать и о том, что в младшем школьном возрасте при построении работы с ребёнком необходимы: частая смена видов деятельности, разнообразие форм, методов, приёмов работы, увлекательные задания, поощрение каждого, создание ситуаций успеха, а главное, сюрпризность каждого шага.

 

Помните, что творческий учитель рождает творческого ученика!

 

 

Информацию предоставила педагог-психолог Живодовская И.А.

Использована статья Шамовой Натальи Викторовны, учителя начальных классов (Россия)

Источник http://festival.1september.ru/articles/538365/
Категория: Организация проектной деятельности в начальных классах | Добавил: Марина (21.11.2011)
Просмотров: 6441 | Рейтинг: 4.8/4
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]