Этапы работы над проектом
|
Цели и задачи
|
Деятельность учителя
|
Деятельность учащихся
|
Деятельность родителей
|
1. Погружение в проект
|
Цель – подготовка учащихся к проектной деятельности.
Задачи:
– определение проблемы, темы и целей проекта в ходе совместной
деятельности педагога и обучающихся;
– создание группы (групп) учащихся для работы над проектом.
|
Отбирает возможные темы и предлагает их учащимся.
Побуждает у учащихся
интерес к теме проекта.
Помогает
сформулировать:
• проблему
проекта;
• сюжетную
ситуацию;
• цель и задачи.
Мотивирует учащихся к
обсуждению, созданию проекта.
Организует поиск
учащимися оптимального способа достижения поставленных целей проекта.
Помогает в анализе
и синтезе, наблюдает,
контролирует.
Консультирует учащихся
при постановке цели и задач, при необходимости корректирует их формулировку.
Формирует необходимые
специфические умения
и навыки.
|
Осуществляют вживание
в ситуацию.
Обсуждают тему
проекта, предмет исследования с учителем.
Получают
дополнительную информацию.
Определяют свои
потребности.
Принимают в составе
группы (или самостоятельно) решение по поводу темы (подтем) проекта и
аргументируют свой выбор.
Осуществляют:
• анализ
ресурсов и поиск оптимального способа достижения цели проекта;
• личностное
присвоение проблемы.
Формулируют (индивидуально или в результате обсуждения в группе) цель
проекта.
|
Помогают в выборе тематического поля, темы; в формулировке проблемы, цели
и задач проекта.
Мотивируют детей.
|
2. Планирование деятельности
|
Цель – пооперационная разработка проекта с указанием перечня конкретных
действий и результатов, сроков и ответственных.
Задачи:
– определение источников информации, способов сбора и анализа информации,
вида продукта и возможных форм презентации результатов проекта, сроков
презентации;
– установление процедур и критериев оценки результатов и процесса;
– распределение задач (обязанностей) между членами группы.
|
Направляет процесс
поиска информации учащимися (при необходимости помогает определить круг
источников информации, рекомендует экспертов).
Предлагает учащимся:
• различные
варианты и способы хранения и систематизации собранной информации; •
организовать группы;
• распределить
роли в группах;
• спланировать
деятельность по решению задач проекта;
• продумать
возможные формы презентации результатов проекта;
• продумать
критерии оценки результатов и процесса.
Формирует необходимые
специфические умения
и навыки.
Организует процесс контроля (самоконтроля) разработанного плана
деятельности и ресурсов.
|
Осуществляют:
• поиск, сбор,
систематизацию и анализ информации;
• разбивку на группы;
• распределение
ролей в группе;
• планирование
работы;
• выбор формы и
способа презентации предполагаемых результатов;
• принятие
решения по установлению критериев оценивания результатов и процесса.
Продумывают продукт
групповой и/или индивидуальной деятельности на данном этапе.
Проводят оценку
(самооценку) результатов данного этапа работы.
|
Консультируют в процессе поиска информации.
Оказывают помощь в выборе способов хранения и систематизации собранной
информации, в составлении плана предстоящей деятельности.
|
3. Осуществление деятельности по решению проблемы
|
Цель – разработка проекта.
Задачи:
– самостоятельная работа учащихся по своим индивидуальным или групповым
задачам проекта.
– промежуточные обсуждения полученных данных в группах, на консультациях
(на уроках и/или во внеурочное время).
|
Наблюдает, советует,
косвенно руководит деятельностью, отвечает на вопросы учащихся.
Контролирует
соблюдение правил техники безопасности.
Следит за соблюдением
временных рамок этапов деятельности.
|
Выполняют
запланированные действия самостоятельно, в группе или в комбинированном
режиме.
При необходимости
консультируются с учителем (экспертом).
Осуществляют промежуточные обсуждения полученных данных в группах.
|
Наблюдают.
Контролируют соблюдение правил техники безопасности.
Следят за соблюдением временных рамок этапов деятельности.
Оказывают помощь в сборе информации, оформлении материалов и портфолио
проектной деятельности.
|
4. Оформление результатов
|
Цель – структурирование полученной информации и интеграции полученных знаний,
умений, навыков.
Задачи:
– анализ и синтез данных;
– формулирование выводов.
|
Наблюдает, советует,
направляет процесс
анализа.
Помогает в обеспечении
проекта.
Мотивирует учащихся, создает чувство успеха; подчеркивает социальную и
личностную важность достигнутого.
|
Оформляют проект,
изготавливают продукт.
Участвуют в
коллективном анализе проекта, оценивают свою роль, анализируют выполненный
проект, выясняют причины успехов, неудач.
Проводят анализ достижений поставленной цели. Делают выводы.
|
Наблюдает, советует.
Помогает в обеспечении
проекта.
Мотивирует учащихся, создает чувство успеха.
|
5. Презентация результатов
|
Цель – демонстрация материалов, представление результатов.
Задачи:
– подготовка презентационных материалов;
– подготовка публичного выступления;
– презентация проекта.
|
Организует
презентацию.
Продумывает и
реализует взаимодействие с родителями.
При необходимости
консультирует учащихся по вопросам подготовки презентации и оформления
портфолио.
Репетирует с учениками
предстоящую презентацию результатов проектной деятельности.
Выступает в качестве
эксперта.
Принимает отчет:
• обобщает и
резюмирует полученные результаты;
• подводит итоги
обучения;
• оценивает
умения: общаться, слушать, обосновывать свое мнение, толерантность и др.;
• акцентирует внимание на воспитательном моменте: умении работать в
группе на общий результат и др.
|
Выбирают (предлагают)
форму презентации.
Готовят презентацию.
Продолжают оформлять
портфолио.
При необходимости
консультируются с учителем (экспертом).
Осуществляют защиту
проекта.
Отвечают на вопросы
слушателей.
Демонстрируют:
• понимание проблемы, цели и задач;
• умение планировать и осуществлять работу;
• найденный способ решения проблемы;
• рефлексию
деятельности и результата.
Выступают в качестве эксперта, т.е. задают вопросы и высказывают
критические замечания (при презентации других групп \ учащихся) на основе
установленных критериев оценивания результатов и процесса.
|
Консультируют в выборе формы презентации.
Оказывают помощь в подготовке презентации.
Выступают в качестве эксперта.
|