Основные показатели личностного развития учащихся. Контроль и оценка личностного развития учащихся развития учащихся начальных классов.

Основные показатели личностного развития учащихся. Контроль и оценка личностного развития учащихся развития учащихся начальных классов.

Педагогика изучает и выявляет наиболее эффективные условия для развития, формирования и социализации личности в процессе обучения и воспитания. Но прежде чем рассматривать эти условия, обратимся к основным понятиям по теме. Личностью принято считать человеческий индивид как продукт общественного развития, субъект труда, общения и познания, детерминированный конкретно-историческими условиями жизни общества.

Развитие – это универсальное общее свойство природы, общества и человека. В развитии, свойственном человеку, выделяют филогенез (историческое развитие человека) и онтогенез (развитие от рождения до смерти индивида).

В педагогике под развитием подразумевают количественно-качественные изменения личности при переходе от одной возрастной ступени к другой. В течение жизни человека происходит его биологическое и социальное развитие, а значит, изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере человека, обусловленный влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых факторов.

Движущими силами развития личности являются противоречия, внутренне присущие этому процессу. Развитие личности возможно только в деятельности. Главным показателем эффективности какой-либо деятельности является, как известно, ее результат.

Основные новообразования личности младшего школьника: ориентация на группу сверстников; формирование личностной рефлексии (способности самостоятельно установить границы своих возможностей); формирование осознанной и обобщенной самооценки; осознанность и сдержанность в проявлении чувств, формирование высших чувств; осознанность волевых действий, формирование волевых качеств.

Учебная деятельность требует от детей ответственности и способствует ее формированию как черты личности.

Происходит интенсивное формирование моральных чувств ребенка, что вместе с тем означает и формирование моральной стороны его личности. Укрепляется новая внутренняя позиция. Интенсивно развивается самосознание. Изменение самосознания приводит к переоценке ценностей, то, что было значимо, становится второстепенным. Становление самооценки зависит от успеваемости и особенностей общения учителя с классом.

В возрасте 7 ‑ 11 лет происходит активное развитие мотивационно-потребностной сферы. Мотивы приобретают характер обобщенных намерений, начинают осознаваться.Развивается самопознание и рефлексия, внутренний план действий, произвольность и самоконтроль.

Самооценка вырабатывается на основе критерия оценивания учебных работ, в оценке деятельности самим ребенком, в общении с другими.

Появление самоуважения, которое во многом связано с уверенностью в учебных способностях.

Эмоциональное развитие. Наблюдается увеличение сдержанности и осознанности в проявлении эмоций. Изменяется общий характер эмоций — их содержательная сторона, их устойчивость. Эмоции связываются с более сложной социальной жизнью ребенка, с более ясно выраженной социальной направленностью его личности. Возникают новые эмоции, но и те эмоции, которые имели место в дошкольном детстве, изменяют свой характер и содержание.

Эмоции становятся более длительными, более устойчивыми и глубокими. У школьника появляются постоянные интересы, длительные товарищеские отношения, основанные на этих общих, уже достаточно прочных интересах. Происходит обобщение переживаний, благодаря чему появляется логика чувств.

В целом общее настроение младшего школьника обычно жизнерадостное, бодрое, светлое. Эмоциональная стабильность наблюдается в положительном отношении к учебе; тревожность, несдержанность, повышенная чувствительность выражается в отрицательном отношении к учителю и школьным занятиям. В результате этого возможны аффективные состояния, проявляющиеся в грубости, вспыльчивости,  эмоциональной неустойчивости.

Самосознание и самооценка

В школу ребенок уже приходит с какой-то самооценкой — она у него может быть слишком занижена из-за постоянного унижения и недовольства дома, а может быть слишком завышена вследствие безграничной любви родителей, ну, а может быть и вполне адекватной. Но в школе этот показатель либо укрепится еще больше, либо кардинально изменится.

Личностная рефлексия. У детей младшего школьного возраста самооценка складывается благодаря развитию самосознания и обратной связи с теми из окружающих, чьим мнением они дорожат. Высокая оценка обычно бывает у детей в том случае, если родители относятся к ним с заинтересованностью, теплотой и любовью. Младший школьный возраст – завершение развития самосознания.

В соответствии с инструктивно-методическим письмом «Об организации работы учреждений общего среднего образования по осуществлению контроля и оценки результатов учебной деятельности учащихся в период безотметочного обучения на I ступени общего среднего образования» основными показателями личностного развития учащихся являются:

  • сформированность основных ценностных ориентиров, которые определяют мотивационно-потребностную основу личности;
  • сформированность учебно-познавательных интересов;
  • способность к согласованным действиям с учетом позиции другого;
  • самостоятельность действий, суждений, критическое отношение к своим и чужим действиям;
  • сформированность общеучебных умений и навыков;
  • адекватность самооценки;
  • проявление творчества в различных видах деятельности.

Динамика развития учащихся определяется учителем совместно со школьным психологом на основе результатов психолого-педагогического мониторинга.

Мониторинг личностного развития учащихся должен быть направлен на выявление индивидуальной динамики развития школьников
(от начала года к его концу, от года к году) с учётом индивидуальных особенностей и личных успехов учеников за текущий и предыдущий периоды, стимулировать развитие их способностей.


Личностные результаты.

1. Основными объектами оценки личностных результатов обучающихся являются   внутренняя позиция, самооценка, личностная мотивация учебной деятельности, ориентация на моральные нормы их выполнения.

2.Оценка личностных результатов обучающегося (ценностных   ориентации, интереса, готовности к обучению, мотивации к обучению и, др.)

Для оценки личностного развития применяются типовые методики:

- диагностика личностной готовности к школьному обучению дошкольников (самоопределение, дошкольная самооценка, смыслообразование);

- выявление сформированности Я- концепции и СО (самоотношение);

- выявление  рефлексивности самооценки в  учебной  деятельности;

 - определение  уровня  сформированное учебно-познавательного интереса;

- выявления мотивационных предпочтений в учебной деятельности;

-  выявление усвоения нормы взаимопомощи;

- выявление степени дифференциации конвенциональных и моральных норм.

Оценка индивидуального  прогресса личностного  развития обучающихся, которым   необходима  специальная  поддержка, проводится в процессе  систематического наблюдения за ходом развития психического развития в форме психологического консультирования  и    проводится    психологом, имеющим профессиональную подготовку в области возрастной психологии.

В формировании личности велика роль самовоспитания. Оно начинается с осознания и принятия объективной цели как субъективного, желательного мотива своих действий. Субъективная постановка цели поведения порождает сознательное напряжение воли, определение плана деятельности. Осуществление этой цели обеспечивает развитие личности. Поэтому так важно привлекать учащихся к постановке целей и самому педагогу правильно их формулировать.

Цели, ориентированные на развитие личности (по материалам старшего преподавателя ГрОИРО Попенюк Л.П.)

Цели, связанные с развитием у школьников оргдеятелъностной культуры (культуры самоуправления учением):

•      обеспечить развитие у школьников умения ставить цель и планировать свою деятельность;

•      создать условия для развития у школьников умения работать во
времени;                                               

•      содействовать развитию у детей умений осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию учебной деятельности.

 

Цели, ориентированные на развитие информационной культу­ры учащихся:

•      создать условия для развития у школьников умения структурировать информацию;

•      обеспечить у школьников развитие умений составлять простой
и сложный планы.

    Цели, связанные с развитием коммуникативной культуры уча­щихся:

•      содействовать развитию у детей умений общаться;

•      обеспечить развитие у школьников монологической и диалоги­ческой речи.

Цели, ориентированные на развитие рефлексивной культуры школьников:

•      создать условия для развития у школьников. умений «приоста­новить» свою деятельность;

•      обеспечить развитие у школьников умения выделять узловые
моменты своей или чужой деятельности как целого;

•      содействовать развитию у детей умения отстраниться, занять
любую из возможных позиций по отношению к своей деятельности, ситуации взаимодействия;

•      обеспечить развитие у школьников умения  объективировать
деятельность, т.е. переводить с языка непосредственных впечатлений и представлений на язык общих положений, принципов, схем и т.п.

 

Цели,   ориентированные  на развитие личностно-смыслового отношения к учебному предмету:

•      актуализировать личностный смысл учащихся к изучению темы;

•      помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость учебного материала.

                                                                          

Цели, ориентированные на развитие ценностных отношений
учащихся к окружающей действительности:         

•      содействовать   осознанию   учащимися   ценности   изучаемого
предмета;

•      помочь учащимися осознать ценность совместной деятельности.

 

Цели, связанные с обеспечением развития у школьников интеллектуальной культуры:

•      создать содержательные и организационные условия для развития у школьников умений анализировать познавательный объект (текст, определение понятия, задачу и др.);

•      обеспечить развитие у школьников умений сравнивать познава­тельные объекты;

•      содействовать развитию у школьников умений выделять главное в познавательном объекте (определении понятия, правиле,
задаче, законе и др.);

•      обеспечить развитие у школьников умений классифицировать
познавательные объекты и др.

 

Цели, ориентированные на развитие у школьников исследова­тельской культуры:

•      содействовать развитию у школьников умений использовать научные методы познания (наблюдение, гипотеза, эксперимент);

•      создать условия для развития у школьников умений формулировать проблемы, предлагать пути их решения.

 

 

 

 

 

Категория: Методическое объединение | Добавил: Марина (29.03.2016)
Просмотров: 6474 | Рейтинг: 4.5/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]