ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ НА КАЖДОМ ЭТАПЕ УРОКА; НАЛИЧИЕ ПРИЁМОВ ФИКСАЦИИ УЧИТЕЛЕМ И УЧАЩИМИСЯ СТЕПЕНИ УСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ НА КАЖДОМ ЭТАПЕ УРОКА; НАЛИЧИЕ ПРИЁМОВ ФИКСАЦИИ УЧИТЕЛЕМ И УЧАЩИМИСЯ СТЕПЕНИ УСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА; ОЦЕНИВАНИЕ РЕАЛЬНОГО ПРОДВИЖЕНИЯ КАЖДОГО УЧЕНИКА, ФИКСИРОВАНИЕ ДОСТИЖЕНИЙ КАЖДЫМ УЧАЩИМСЯ

Чем более развита система ­ техническая, экономическая, социальная или педагогическая, тем больше механизмов обратной связи в ней. Летчик в полете отслеживает по приборам ряд параметров: от температуры за бортом до количества горючего в баках. Без этого успешный полет не представим. Успешный урок тоже. Только учитель в уроке отслеживает другие параметры: настроение учеников, степень их заинтересованности, уровень понимания... Учитель не имеет "термометра настроения" или "высотомера понимания", но зато у него есть свой набор приемов, позволяющих четко сориентироваться в обстановке.

Организация «обратной связи» – это является  наиболее трудной и уязвимой частью работы в школе. Ведь проверка и оценка результатов обучения - сложная методическая проблема. Поэтому не раз приходится  возвращаться  к ней. С какими же трудностями приходиться сталкиваться? Основных - две: как добиться, чтобы вовремя опроса продуктивно работал весь класс? как добиться, чтобы ученик давал полный ответ на поставленный вопрос?

         Какие же существуют методы обратной связи, способы опроса?

Индивидуальный опрос как самый простой и доступный. Ставлю перед классом вопрос, одну-две минуты жду, затем вызываю ученика. После его ответа обращаюсь к классу с предложением дополнить или исправить ошибки, делаю замечания и выставляю оценку. За урок, таким образом, успеваю опросить от 3 до 5 человек.

        Уверена в том, что индивидуальный опрос имеет ряд преимуществ: вся группа или класс прослушивают одного ученика; ответ устный, полный, самостоятельный; оценки ставятся мной за все качества ответа (за знание фактического материала, логическую стройность изложения, выразительность и точность языка).

        Однако у такого вида опроса имеются и недостатки: отвечает один ученик и в это время трудно держать в напряжении весь класс; за урок успевают ответить немногие.

         Вот несколько приёмов, которыми можно пользоваться:

  - ставить вопрос и предлагать всем ученикам составить план ответа. Затем к доске выходит один, а остальные следят по плану, после ответа дополняют, исправляют ошибки, уточняют;

  - задать вопрос, предложить подумать, затем вызывать одного отвечать, а другим дать задание отмечать в своих тетрадях пробелы, неточности (иногда при этом разрешать пользоваться учебником). Здесь важно то, что все обязаны слушать и быть готовыми продолжить ответ, развить какую- то мысль, привести пример.

        Фронтальный опрос - это контрольное опрашивание на уроке, проверка, основательно ли усвоен учебный материал, который уже объяснялся.

  У фронтального опроса есть ряд положительных качеств: позволяет проверять многих учеников; вырабатывать способность отвечать кратко и точно; обращает внимание на существенные детали темы и способствует их запоминанию; отрабатывает по плану полный ответ по теме, приучая к последовательности и обоснованности изложения; вовлекает в работу класс, держит в напряжённом внимании всех учеников.

        Недостатки: ответы слишком кратки; не отрабатываются переходы от одной мысли к другой, а также переходы крайне важны при изложении сложного материала.

      Из всего этого следует, что фронтальная проверка хороша как один из методов опроса, но нельзя её превращать в универсальный способ проверки знаний.

        Комбинированный опрос. В чём же его сущность? Вызывается одновременно 3-4 ученика.

        Один отвечает устно, как при индивидуальном или фронтальном опросе, остальные – письменно на доске или за партой.

        После устного ответа проверка письменных ответов, задаются по 1-2 уточняющих вопроса и выставляются оценки.

В начальной школе система контроля и оценки должна быть направлена на решение важной социальной задачи: развивать у школьников умение контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, находить ошибки и пути их устранения. Чтобы успешно реализовать свои замыслы, ученика необходимо научить определенным оценочным умениям. Для того чтобы ребята могли создавать оценочное высказывание, необходимо формировать следующие умения: умение определять предмет оценивания, умение воспринимать предмет оценки, умение устанавливать критерии оценки. Важно также помочь ребенку осознать свое незнание и стремиться его ликвидировать. При организации урока передо мной стоит задача - стимулировать рефлексию на всех этапах учебно-познавательной деятельности. На протяжении всего урока или его части, после выполнения задания и его проверки, учащиеся фиксируют свой результат на «лесенке успехов», «зажигают звёзды», «собирают волшебные конфеты» и т.д..Внешние выражения уровня самоконтроля и самооценки можно вносить на каждом этапе урока в индивидуальный лист успешности, который имеет несколько видов и функций. Хорошим наглядным примером учебного и личностного роста ребенка служат «Карты самооценки ученика».

Самоконтроль - один из важнейших факторов, обеспечивающих самостоятельную деятельность учащихся. Его назначение заключается в своевременном предотвращении или обнаружении уже совершенных ошибок, а также  позволяет проследить за ходом своих действий и оценить их результаты,  планировать действия, прогнозировать результаты, перестраивать план действий в зависимости от изменения условий, что в конечном итоге может оказать значительное воздействие на совершенствование знаний школьников.    

С чего же следует начинать  формирование контрольно-оценочной самостоятельности у детей младшего школьного возраста? Как показывают психолого-педагогические исследования, одной из причин отставания учащихся в обучении является слабо развитое умение критически оценивать результаты своей деятельности.             На первом этапе формирования контрольно-оценочной самостоятельности важно научить детей сопоставлять свои действия с заданным образцом. На этом этапе ученики учатся обнаруживать совпадение, сходство, различие. Учащиеся договариваются о выборе образца для сопоставления. Центральное место в деятельности учащихся на этом этапе обучения отводится пооперационному контролю.

Важным компонентом является анализ хода и результатов учебной деятельности учеников, но не только учителем, а совместно с учениками, развивая у них умение видеть достоинства и недостатки, возможные пути их совершенствования или преодоления.  Научить детей делать анализ результатов учебной деятельности достаточно сложно. Дети сначала видят недостатки, а потом достоинства.  В связи с этим встаёт  задача  - сформировать положительное отношение детского коллектива к каждому ученику, так как каждый имеет свой темп развития, свои успехи.

Так на уроках письма, математики в первом классе мы договариваемся  обводить среди  написанных букв, цифр, те, которые соответствуют тем критериям (их в первом классе не должно быть более двух),  тому образцу, которые  взяли  за основу. Во время самопроверки или взаимопроверки   я нацеливаю детей видеть друг в друге хорошее, положительное, поддерживать тех ребят, у которых не все еще получается.    Иногда для решения учебной задачи, я ввожу сказочных персонажей, которые так же, как и дети, выполняют определенные задания.  Сказочные персонажи, а именно, Коля Торопилкин, Вася Старалкин, просят детей найти то, что получилось удачно, сравнить их работу  с образцом, выделить ошибки. Это  позволяет в свою очередь  ребенку проанализировать его собственную  работу.       Главное на этом этапе, чтобы ребенок не только смог научиться сравнивать, но и мог назвать причину допущенных ошибок,  сначала у сказочных персонажей, а затем и у себя.

Важным становится умение ребенка сопереживать, радоваться за успехи другого, критично подходить к выполненной работе, находить ошибки.    Чтобы  ребенок смог проконтролировать  свои действия, необходимо иметь план  этих действий. Сначала к составлению плана привлекаются дети, а в последствие учащиеся самостоятельно могут составить план, схему  этапов  действий.

Очень интересен прием фронтальной проверки и взаимопроверки.                Фронтальные и взаимные проверки представляют собой промежуточное звено между контролем педагога и самоконтролем учащихся. Применение их имеет ряд преимуществ  при обучении самоконтролю: положение контролеров обязывает учащихся лучше готовиться к занятиям, чтобы иметь возможность указать товарищу на допущенные им ошибки и установить их причины; коллективный анализ образца позволяет более полно выявить его сигнальные признаки и более углубленно их усвоить; разбирая разные способы сличения с образцом выполняемой работы, учащиеся отбирают те из них, которые наиболее целесообразны в данных условиях.

Для формирования у учащихся первоначального представления о критериях оценки использую такой прием. Даю развернутую содержательную оценку ответа ученика (т. е. формулирую оценочное высказывание), из которого школьники вычленяют требования, предъявляемые к данному виду ответа; эти ответы и являются критериями оценки устного ответа. Например, на уроке русского языка после того, как третьеклассник составил ответ об имени прилагательном как части речи, я говорю классу: «Послушайте внимательно, я научу, как правильно оценивать ответ, а вы попробуйте определить, какие требования к нему предъявляются. Ответ В.был правильным: он верно дал определение имени прилагательного, сказал, на какие вопросы отвечает, как оно изменяется. Ответ был неполным: В. не сказал о связи прилагательного с существительным, о его роли в речи. Он не привел свои примеры». В процессе коллективного обсуждения я выставляю требования в виде карточек на наборное полотно; при этом раскрываю содержание каждого требования, т. е. критерии оценки. В результате получается примерно такая таблица:

Критерии оценки «устный ответ»:

1. Правильность ответа.

2. Его полнота.

3. Наличие примеров.

 

Прежде чем начать контролировать свои действия, надо научиться контролировать действия других людей. Поэтому сначала можно учиться проверять тетради одноклассников. Обмен тетрадями повышает ответственность ребят, они становятся более внимательными, это заставляет их вспомнить и повторить про себя правило, т.к. им нужно будет не просто исправить механически ошибку, но и обосновать ее исправление.

Действенным приемом обучения самоконтролю является коллективная проверка в сочетании с контролем учителя. Такая ситуация возникает тогда, когда весь класс слушает ответ ученика и под руководством учителя проводится разбор ответа или выполненного на доске задания, устанавливаются допущенные ошибки и проводится их коллективное исправление с объяснением.

Перед каждым учеником на парте лежит памятка с планом ответа и листок бумаги, на котором в точном соответствии с памяткой, цифрами обозначены все этапы ответа ученика. Во время ответа у доски учащегося никто не перебивает, не исправляет, не задает никаких вопросов. Все внимательно слушают и знаками "плюс" и "минус" на листке бумаги отмечают правильность ответа по каждому пункту плана. В случае необходимости делают какие-то пометки для последующего комментирования ответа. Такая форма работы на уроке называется взаимоконтроль.

Организованный на уроке взаимоконтроль по процессу приводит к концентрации внимания всех учащихся, формирует в практической деятельности каждого ученика умение рассуждать, дает возможность слабым лучше разобраться в изучаемом материале, что почти исключает ошибки в тетрадях и тем самым создает ситуацию успеха каждому ученику, и, наконец, дает возможность на каждом уроке осуществить обратную связь учителя и учеников.

Если ученики делают это же задание у себя в тетради, после устного разбора каждый должен сверить свою работу с образцом. Таким образом, дети приучаются следить за правильностью и логичностью действий других, а также критически относиться к своим собственным действиям. Такие взаимные и фронтальные проверки являются переходным этапом между контролем учителя и самоконтролем учащихся.

         С целью сохранения психического здоровья детей для текущего, периодического и итогового контроля рекомендовано обозначать индивидуальную динамику развития учащегося и степень усвоения им знаний, умений и навыков в наглядно-игровой, занимательной форме.

         Подводное царство

         Учитель и дети под руководством учителя изготавливают несколько видов цветных рыбок (золотая – задание выполнено без ошибок, красная – 1-2 ошибки, серая – 3-4 ошибки). Рыбки крепятся на полотно «Подводное царство» по мере того, как ученики справляются с контрольными заданиями. Если ребёнок не усвоил тему и допускает много ошибок, то он имеет право «серую рыбку» не вывешивать на полотно. Например, решение примеров в пределах 20 с переходом через десяток. Первая сам.работа – в подводном царстве появляется часть рыбок, вторая сам.работа – рыбки добавляются и т.д.

         Наш сказочный лес

         На ватмане нарисовано голубое небо, солнышко, зелёная трава. Задания обозначаются деревьями, цветами, птицами, зверями и т.д. У каждого ребёнка есть конверт с подписанными картинками. Например, 2-й класс,  русский язык, тема «Звуки и буквы». Цветочки могут прикрепить те, кто может отличить буквы, которые обозначают гласные звуки и буквы, которые обозначают согласные звуки. Деревья – умение делить слова на слоги и переносить с одной строки на другую. Птицы – умение отличать твёрдые и мягкие согласные звуки, звери – умение определять количество звуков и букв, и т.д.

         Мультяшки на ступеньках.

         Каждому ребёнку выдаётся маленький нарисованный герой мультфильма. На ватмане нарисованы ступеньки, рядом название контрольного задания по изучаемой теме. Справился ученик с заданием – поднимает своего героя на соответствующую ступеньку. Например, математика: 1 ступенька – умение записывать числа в пределах 20, 2 ступенька – умение сравнивать числа, 3 ступенька – умение решать примеры, 4 ступенька – умение решать примеры «с окошечками», 5 ступень – умение решать задачи.

         Взлети выше!

         На плакате нарисованы: воздушный шарик, воздушный шар, самолёт и ракета. Под каждым из этих рисунков количество слов. Проверяем технику чтения. Ребёнок «летает» на том аппарате, который соответствует его технике чтения.

         Гора достижений

         На разных уровнях горы вывешивается определённое задание для учеников. По мере их выполнения ребята продвигаются к вершине. Например, на уроке русского языка в 3 классе по теме «Род имён существительных». Начиная с подножия горы и поднимаясь выше, учитель располагает задания:

         1. Выпишите имена существительные в ед.ч.

         2. Распределите слова в три столбика («она моя», «он ой», «оно моё»)

         3. Определите род имён существительных.

         4. Укажите род имён существительных в предложении.

         На протяжении урока дети выполняют задания и поднимаются на гору успехов.

         Укрась ёлку шарами

         На ватмане нарисована ёлка. У каждого ребёнка шары трёх цветов: жёлтого, красного и синего. Например, русский язык во 2 классе тема «Парные звонкие и глухие согласные» Жёлтый шарик может повесить тот, кто знает парные звонкие и глухие согласные звуки, синий – умение находить эти звуки в словах, красный – умение правильно писать слова с парными согласными и подбирать к ним проверочные слова.

         В процессе организации оценочной и рефлексивной деятельности учащихся на уроках трудового обучения и изобразительного искусства использую «ступеньки достижений». Оцениваем в конце каждого урока самостоятельность и удовлетворение от работы.

         Данные приёмы позволяют каждому ребёнку двигаться в своём темпе и по собственной траектории развития с огромным интересом и стремлением к успеху.

 

Категория: Методическое объединение | Добавил: Марина (09.03.2016)
Просмотров: 12065 | Рейтинг: 5.0/3
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]