Пятница, 21.07.2017, 03:42

Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS


Сайт творческой группы учителей начальных классов гимназии №1 г.Островца

Главная  | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход
Меню сайта

Категории раздела
Родителям [2]
Учителям [2]

Новое на сайте
Образовательная платформа EFFOR.BY
Родительское собрание
Фотоотчёт
Скачать сертификат
Скачать сертификат
Скачать сертификат
Приемы анализа художественного произведе...
Советы логопеда родителям младших школьн...
Профилактика тревожности у младших школь...

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Locations of visitors to this page
Главная » Статьи » Кабинет психолога » Учителям

Детская одаренность. Живодовская И.А.

Детская одаренность

 «Одарённый ребёнок» - это ребёнок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности.

Обычно первооткрывателями одаренности являются чуткие родители или педагоги. Наиболее часто родители замечают ран­нее развитие речи, употребление сложных слов, раннее освое­ние счета или навыков чтения. Не остается незамеченным не­заурядное любопытство, обращают на себя вни­мание цепкое восприятие и феноменальная память.

Однако одаренность весьма разнопланова, проявляется по-разному, а иногда и не проявляется в течение долгого пери­ода времени.

Признаки одаренности — это те особенности ребенка, ко­торые проявляются в поведении и деятельности и могут быть оценены на уровне наблюдения за особенностями его действий.

1. Способы деятельности одаренного ребенка радикально отлича­ются от способов работы других детей. Там, где другому ребёнку или взрослому требуется время и силы на заучивание или многочисленные тренировки, одарённому нужно минимум времени и усилий. Кроме того, ребёнок может использовать и изобретать в процессе поиска решений новые способы, раньше ни кем не применяемые.

2. У некоторых детей проявляется склонность «всё делать по-своему», что связано с наличием необычного взгляда на жизнь.

3. Такой ребенок может практически мгновенно выбрать наибо­лее существенный факт среди множества других, он нередко находит легкое и красивое ре­шение задачи (или проблемы), над которой долго, мучитель­но и безрезультатно бьются  взрослые, находящиеся во влас­ти стереотипов здравого  смысла, навеянного жизненным опытом поколений и своим собственным.

4. Проще всего встретить одаренного ребенка с высокой ско­ростью и легкостью обучения. Учителя о таком ученике го­ворят: «Схватывает на лету!» Однако могут встретиться и дети с замедленным темпом обучения.

5. У одаренных детей повышенная избирательная чувствительность к опре­деленным сторонам действительности (знакам, звукам, цвету, техническим устройствам, растениям и т. п.) либо к определенным формам собственной активности (физи­ческой, познавательной, художественно-выразительной).

Известно, что совсем еще маленький Моцарт часами мог вслушиваться в звуки клавесина, а маленькая Софья Ковалевская — разглядывать загадочные формулы на стенах ее комнаты, которые были ок­леены страницами учебника математики.

6. Также проявляется ярко выраженный интерес к какому-то конкретному  занятию, сфере деятельности. Ребенок может быть поглощен своим делом несколько часов подряд, не испытывая усталости.

7. Важным признаком детской одаренности является любознательность. Одаренный ребенок не ограничится заданием, данным учителем. Он будет всеми доступными способами искать дополнительную информацию о предмете увлечения. Если он чем-то увлечен, то забывает о голоде и усталости. Для ребенка любимое заня­тие — это одновременно труд и игра.

8. Для таких детей характерно неприятие стандартных, типичных заданий и готовых ответов, в любой ситуации они выбирают парадоксальную, противоречивую и нео­пределенную информацию, что является началом творчества.

9. Одаренным детям свойственно ставить сверхтрудные цели, стремление к совершенству, что приводит к чувству неудовлетвореннос­ти, если полученные результаты оказываются хуже запланированных. Иногда «летят в корзину» весьма искусные ра­боты из-за мелких, незаметных глазу недочетов. Одаренные малыши постоянно пытаются решать трудные задачи, ставить перед собой проблемы, которые им пока «не по зубам».

 

И так, если вы заметили, что ваш ребенок обладает одним или несколькими выше перечисленными признаками, не спешите приписывать ему безусловную одаренность, ведь эти признаки не являются условиями ее развития, зато Ваша вера в его талант и исключительное будущее могут привести  к раскрытию способностей, и как следствие, одаренности вашего ребенка.

Виды одаренности

Следует сказать, что одаренность бывает актуальная и потенциальная.

Актуальная одаренность подразумевает наличие уже достигнутых показателей в том или ином виде деятельности. Достижения ребенка столь очевидны, что его одаренность не вызы­вает сомнений: он, к примеру, является победителем регио­нальной олимпиады по физике. Однако существует особая категория детей, которые поче­му-либо не достигают явных успехов в обучении, но при этом обладают ярко выраженной ори­гинальностью мышления и в них как бы ощущается незауряд­ный скрытый резерв. В этом случае говорят о потенциальной или «скрытой» одаренности. Возможности таких детей толь­ко предстоит раскрыть педагогам и родителям. А может быть, эту задачу предстоит решить самому одаренному ребенку в процессе взросления и поисков себя. Доста­точно вспомнить о том, что Альберт Эйнштейн в 15 лет был исключен из гимназии по причине его недостаточной успевае­мости. Более того, в Высшую политехническую школу в Цюрихе его приняли только со второго раза.

Ребенок может обладать общей одаренностью, и тогда говорят, талантливый человек – талантлив во всем…и специальной, которая об­наруживает себя в конкретных видах деятельности (музыка, живопись, спорт и пр.).

 

И так, уважаемые родители, в заключение я хочу обратить ваше внимание на совершенно простые, но при этом очень важные моменты в отношениях с вашим ребенком:

1. Уважайте ребёнка, тактично в меру подчёркивайте в нём индивидуальность.

2. Не пытайтесь переносить на ребёнка собственный набор увлечений, интересов, пристрастий, поддерживайте инициативу ребёнка во всех видах деятельности.

3. Не давайте ребёнку готового ответа, а давайте ему возможность самому дойти до сущности.

4. Поглаживания, прикосновения - важнейший фактор формирования отзывчивости человека и становления духовной одарённости, не допускайте развитие отрицательных эмоций и всячески способствовать развитию положительных.

5. Чрезмерная забота делает ребёнка нервным и застенчивым, однако ребёнок, выросший в обстановке доброжелательности, скорее адаптируется к обществу, когда вырастет. Это верный путь к уравновешенности и доброте.

6. Не забывайте, что у детей своя логика, процесс общения у них протекает по-своему, здесь нет места взрослой логике. Если будут только назидания и устрашения, то ребёнок замыкается в себе, ожесточается.

7. Будьте честными. Все дети весьма чувствительны ко лжи, а к одаренным детям (ввиду остроты ума) это относится в большей степени.

8. Старайтесь вовремя уловить изменения в ребенке. Они могут выражаться в неординарных вопросах или в поведении и являться признаком одаренности.

9.Задумайтесь, какие добродетели вы воспитываете, какими поощрениями сопровождаете в повседневной жизни такие качества как готовность помочь, терпение, упорство, ответственность, щедрость души и т. д. Ведь эти свойства в делах маленького человека не менее важны, чем выдающиеся умственные способности.

 

 

Педагог-психолог И.А.Живодовская

Категория: Учителям | Добавил: Марина (15.04.2011)
Просмотров: 896 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Обучалочка
Математика
Русский язык
Чтение 1 класс
EFFOR.BY 


Поиск

Календарь

Полезные ссыски
Полезные ссылки

Каталог сайтов
Каталог сайтов

О воспитании

Дети - цветы жизни

   


Сайт творческой группы учителей начальных классов гимнази №1 г.п.Островец © 2017
Создать бесплатный сайт с uCoz
Профессиональное сообщество педагогов Методисты.ру  Счетчик тИЦ и PR Методсовет Сайт Яндекс.Метрика
Каталог TUT.BY