Стимулирующее занятие по русскому языку 4 «А» класс Учитель Казак Т.В.
[ Скачать с сервера (95.0 Kb) ] | 10.02.2013, 19:45 |
Тема. «По страницам «Журавлика» и не только». Цель: к концу занятия большинство учащихся научаться выполнять задания различного вида и сложности по темам «Многозначные слова», «Синонимы», «Род имен существительных», «Фразеологизмы», «Правописание безударных гласных в корне слова, парных звонких и глухих согласных, словарных слов, приставок». Задачи: создать условия для расширения знаний, умений и навыков, предусмотренных программой по различным темам; Форма проведения: путешествие. Оборудование: листы с заданиями по количеству учащихся; иллюстрации птицы овсянки, бабочки адмирала, созвездия большой медведицы, зверька норки; карточки с названиями страниц – «Многозначные слова», «Правописание», «Зоркий глаз», «Волшебные слова», «Крепыш», «Ребусы», «Анаграммы», «Фразеологизмы». Стимулирующее занятие по русскому языку 4 «А» класс Учитель Казак Т.В. Тема. «По страницам «Журавлика» и не только». Цель: к концу занятия большинство учащихся научаться выполнять задания различного вида и сложности по темам «Многозначные слова», «Синонимы», «Род имен существительных», «Фразеологизмы», «Правописание безударных гласных в корне слова, парных звонких и глухих согласных, словарных слов, приставок». Задачи: создать условия для расширения знаний, умений и навыков, предусмотренных программой по различным темам; развивать сообразительность, языковое чутьё, умение быстро находить правильный ответ; воспитывать самостоятельность в работе, прививать интерес к предмету. Форма проведения: путешествие. Оборудование: листы с заданиями по количеству учащихся; иллюстрации птицы овсянки, бабочки адмирала, созвездия большой медведицы, зверька норки; карточки с названиями страниц – «Многозначные слова», «Правописание», «Зоркий глаз», «Волшебные слова», «Крепыш», «Ребусы», «Анаграммы», «Фразеологизмы». Ход занятия I. Организационный момент. Учитель. Прозвенел звонок. Чтобы пройти на свои места, вам нужно подобрать синоним к слову идти. (Шагать, топать, плестить, волочиться, ковылять, двигаться, направляться, отправляться, следовать, ходить.) Ребята, кем вы являетесь между собой? Подберите синоним к слову друг (товарищ, приятель), а теперь слово антоним (враг, неприятель). Есть ли среди вас такие дети? Я надеюсь, что вы сегодня на занятии проявите дружелюбность и взаимопомощь. Какие ассоциации у вас возникают со словом урок в нашем случае занятие? (Весёлое, интересное, занимательное и т.д.) Я надеюсь, что общими усилиями у нас получится именно такое занятие. II. Сообщение темы и цели занятия. – Тема нашего занятия – это «По страницам …». Вспомните, как называется игра-конкурс по русскому языку и литературе, который проводится ежегодно в Беларуси? («Журавлик») (Открывается запись темы занятия на доске. Учитель сообщает цель занятия и план путешествия.) III. Практическая часть занятия. 1) Разминка. – Начнём с разминки. Ребята, постройтесь в одну линию. Я хочу получить от вас ответы на 5 вопросов. Если правильно ответили на вопрос, шаг вперёд. 1. В каких словах есть сто согласных? (Стол, стул, стон, стог, стоп, стоя.) 2. Какие слова одновременно обозначают скамью и магазин (лавка), овощ и старинное оружие (лук). 3. Угадайте слова. Кар + знак препинания = карточка. С + спрятанные ценности = склад. 4. Шарада. Первое – предлог, второе – летний дом, а целое порой решается с трудом. (За – дача.) С глухим шипящим кругл, как мячик, Со звонким – как огонь горячий. (Шар – жар.) 5. Замените существительные мужского рода существительными женского. Гусь – гусыня, индюк – индюшка, медведь – медведица, морж – моржиха, осёл – ослица, баран – овца, петух – курица, селезень – утка. 2) Работа на индивидуальных листах. – Разминку провели. А теперь возьмите с собой такие качества как сообразительность, внимание, языковое чутьё – всё это вам пригодится в дальнейшей работе, а лень и рассеянность оставьте позади себя. Садитесь на свои места. Мы начинаем путешествовать по страницам «Журавлика» и районным олимпиадным заданиям прошлых лет. Первая страница – многозначные слова. Страница «Многозначные слова». – Бывают такие слова, которые пишутся и произносятся одинаково, но имеют разные значения. Например, полька – танец и одна из разновидностей мужской стрижки. Приведите свои примеры многозначности слова. (Ответы учащихся.) – А теперь посмотрите на первое задание в своих листах, которые лежат у вас на партах. Сколько значений имеют следующие слова: овсянка, адмирал, медведица, норка? А) одно; Б) два; В) три; Г) четыре; Д) пять. Обведите букву с нужным ответом. Учитель спрашивает ответ у каждого ученика. Затем объясняется каждое значение слова и оно подтверждается показом соответствующей иллюстрации. Страница «Правописание». – Переходим к следующей странице «Правописание». Летом Серёжа отдыхал в загородном оздоровительном лагере. Письмо родителям он решил отправить по электронной почте. Случилось непредвиденное: в компьютер проник зловредный Компьютерный Вирус, который повредил некоторые слова. Нужно срочно помочь Серёже «вылечить» компьютер! Сколько ошибок надо исправить? Исправьте ошибки в тексте задания №2, посчитайте их количество и обведите букву с нужной цифрой. «Здесь чудный луг, и я лежу. Кругом леса, а рядом красивый длинный пруд. На днях в лесу я нашёл груздь и очень был рад. Когда отряд идёт в поход, я запеваю песню». А) 11; Б) 13; В) 15; Г) 17; Д) 19. Учитель спрашивает ответ у каждого ученика. Затем учениками объясняется правописание каждого слова. Страница «Зоркий глаз». – Вы уже выполнили достаточное количество заданий. Глаза ваши устали. Чтобы они вас не подвели при выполнении следующих заданий, давайте их укрепим при помощи специальных упражнений. ( Выполняется физкультминутка для глаз по тренажёру.) Глазки закрыли, глазки открыли, Вверх посмотрели, вниз опустили, В сторону вправо, в сторону влево, Дружно возьмёмся за новое дело. Страница «Волшебные слова». – Какое же новое дело нас ждёт на странице под названием «Волшебные слова»? Да-да, не удивляйтесь, именно «волшебные»: скажешь слово – слышишь два! Не верите? Повторите слово все несколько раз: «Все - все - все…». Какое слово мы слышим? (Сев.) А какое слово не будет «волшебным» среди предложенных в задании №3? Обведите букву с нужным ответом. А) кивну; Б) камыш; В) банка; Г) росы; Д) темно Кивну-кивну, камыш-камыш, банка-банка, росы-росы, темно-темно. После ответов учащихся данное задание коллективно выполняется на доске и результат анализируется. – В русском языке встречаются СЛОВА-ПЕРЕВЕРТЫШИ, которые читаются как слева направо, так и при обратном чтении (справа налево) одинаково. Их мы тоже можем отнести к «волшебным» словам. Приведите примеры таких слов. (Алла, Анна, Аза, ара, поп, пуп, казак.) В задании №4 к лексическим значениям подберите подходящие слова-перевёртыши. Среди предложенных значений таких слов есть лишнее. Найди его и обведите букву с ответом в кружок. А) прибыль (доход) ; Б) повар на корабле (кок); Г) музыкальный инструмент; Д) плод огородного растения (боб). Выслушиваются ответы всех учащихся. Страница «Крепыш». – Чтобы легче было дальше путешествовать по страницам, нужно быть в форме. Я предлагаю вам с помощью музыкальной физкультминутки поддержать свою форму. Страница «Ребусы». – Танцуя, приблизились к странице «Ребусы». Предлагаю поработать в парах и расшифровать ребусы, в которых «спрятаны» названия птиц. Под каким номером зашифровано название птицы, которую называют лесной кошкой? Почему её так называют? №1. №2. №3. 10 * 4 А №4. СА кукушка дрозд сорока сова Выслушиваются ответы всех учащихся. Страница «Анаграммы». – И вот мы уже на странице «Анаграммы». Вас ждёт интересное задание под названием «Переставь буквы». Что вам нужно сделать? В предложенных словах надо так переставить буквы, чтобы получились новые слова. Пион – пони; числа – силач; кулон – клон; коршун – шнурок; укор – урок; тьма – мать. Выслушиваются ответы всех учащихся. Страница «Фразеологизмы». – Перед вами последняя страница в нашем путешествии под названием «Фразеологизмы». Поработайте над следующим заданием в парах: замени глаголом следующие выражения: прикусить язык – … замолчать; мозолить глаза – … надоедать; совать нос в чужие дела – … вмешиваться; чесать языком – … болтать; путаться под ногами – … мешать; выбиться из сил – … утомиться; обвести вокруг пальца – … обмануть; зарубить на носу – … запомнить. Фронтальный опрос. – А теперь вставьте в данные фразеологизмы вместо пропуска существительные – названия животных. (Данное задание можно провести как устный опрос или как самостоятельную работу с последующей проверкой .) Как с … (гуся) вода; упрямый как … (осёл); … (свинья) всегда грязь найдёт; работать как … (лошадь); голодный как … (волк); слышно как … (муха) пролетит; вертеться как … (белка) в колесе; злая как … (собака). IV. Подведение итогов. Учитель. Подошло к концу наше занятие-путешествие. • Была ли достигнута цель занятия? • Оцените свою работу на уроке: «Я довольна своей работой на уроке…», « Я испытывал(а) трудность при ….». • V. Рефлексия. 1. Минутка творчества. Учитель. Оправдало ли данное занятие ваше ожидание? Было ли оно таким, каким вы хотели его видеть? Попробуйте сочинить о нашем занятии двустишие или четверостишие. (Ученики зачитывают свои четверостишия.) 2. Метод «Выбор». (В трёх углах класса размещены карточки с фразеологизмами.) – Как вы чувствовали себя на уроке? В соответствии с этим и займите место возле того фразеологизма, который подходит вам: «Как рыба в воде», «Как на иголках», «Ни рыба, ни мясо». Объясните свой выбор. | |
Просмотров: 3890 | Загрузок: 343 | |
Всего комментариев: 0 | |