Детская одаренность «Одарённый ребёнок» - это ребёнок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности. Обычно первооткрывателями одаренности являются чуткие родители или педагоги. Наиболее часто родители замечают раннее развитие речи, употребление сложных слов, раннее освоение счета или навыков чтения. Не остается незамеченным незаурядное любопытство, обращают на себя внимание цепкое восприятие и феноменальная память. Однако одаренность весьма разнопланова, проявляется по-разному, а иногда и не проявляется в течение долгого периода времени. Признаки одаренности — это те особенности ребенка, которые проявляются в поведении и деятельности и могут быть оценены на уровне наблюдения за особенностями его действий. 1. Способы деятельности одаренного ребенка радикально отличаются от способов работы других детей. Там, где другому ребёнку или взрослому требуется время и силы на заучивание или многочисленные тренировки, одарённому нужно минимум времени и усилий. Кроме того, ребёнок может использовать и изобретать в процессе поиска решений новые способы, раньше ни кем не применяемые. 2. У некоторых детей проявляется склонность «всё делать по-своему», что связано с наличием необычного взгляда на жизнь. 3. Такой ребенок может практически мгновенно выбрать наиболее существенный факт среди множества других, он нередко находит легкое и красивое решение задачи (или проблемы), над которой долго, мучительно и безрезультатно бьются взрослые, находящиеся во власти стереотипов здравого смысла, навеянного жизненным опытом поколений и своим собственным. 4. Проще всего встретить одаренного ребенка с высокой скоростью и легкостью обучения. Учителя о таком ученике говорят: «Схватывает на лету!» Однако могут встретиться и дети с замедленным темпом обучения. 5. У одаренных детей повышенная избирательная чувствительность к определенным сторонам действительности (знакам, звукам, цвету, техническим устройствам, растениям и т. п.) либо к определенным формам собственной активности (физической, познавательной, художественно-выразительной). Известно, что совсем еще маленький Моцарт часами мог вслушиваться в звуки клавесина, а маленькая Софья Ковалевская — разглядывать загадочные формулы на стенах ее комнаты, которые были оклеены страницами учебника математики. 6. Также проявляется ярко выраженный интерес к какому-то конкретному занятию, сфере деятельности. Ребенок может быть поглощен своим делом несколько часов подряд, не испытывая усталости. 7. Важным признаком детской одаренности является любознательность. Одаренный ребенок не ограничится заданием, данным учителем. Он будет всеми доступными способами искать дополнительную информацию о предмете увлечения. Если он чем-то увлечен, то забывает о голоде и усталости. Для ребенка любимое занятие — это одновременно труд и игра. 8. Для таких детей характерно неприятие стандартных, типичных заданий и готовых ответов, в любой ситуации они выбирают парадоксальную, противоречивую и неопределенную информацию, что является началом творчества. 9. Одаренным детям свойственно ставить сверхтрудные цели, стремление к совершенству, что приводит к чувству неудовлетворенности, если полученные результаты оказываются хуже запланированных. Иногда «летят в корзину» весьма искусные работы из-за мелких, незаметных глазу недочетов. Одаренные малыши постоянно пытаются решать трудные задачи, ставить перед собой проблемы, которые им пока «не по зубам».
И так, если вы заметили, что ваш ребенок обладает одним или несколькими выше перечисленными признаками, не спешите приписывать ему безусловную одаренность, ведь эти признаки не являются условиями ее развития, зато Ваша вера в его талант и исключительное будущее могут привести к раскрытию способностей, и как следствие, одаренности вашего ребенка. Виды одаренности Следует сказать, что одаренность бывает актуальная и потенциальная. Актуальная одаренность подразумевает наличие уже достигнутых показателей в том или ином виде деятельности. Достижения ребенка столь очевидны, что его одаренность не вызывает сомнений: он, к примеру, является победителем региональной олимпиады по физике. Однако существует особая категория детей, которые почему-либо не достигают явных успехов в обучении, но при этом обладают ярко выраженной оригинальностью мышления и в них как бы ощущается незаурядный скрытый резерв. В этом случае говорят о потенциальной или «скрытой» одаренности. Возможности таких детей только предстоит раскрыть педагогам и родителям. А может быть, эту задачу предстоит решить самому одаренному ребенку в процессе взросления и поисков себя. Достаточно вспомнить о том, что Альберт Эйнштейн в 15 лет был исключен из гимназии по причине его недостаточной успеваемости. Более того, в Высшую политехническую школу в Цюрихе его приняли только со второго раза. Ребенок может обладать общей одаренностью, и тогда говорят, талантливый человек – талантлив во всем…и специальной, которая обнаруживает себя в конкретных видах деятельности (музыка, живопись, спорт и пр.).
И так, уважаемые родители, в заключение я хочу обратить ваше внимание на совершенно простые, но при этом очень важные моменты в отношениях с вашим ребенком: 1. Уважайте ребёнка, тактично в меру подчёркивайте в нём индивидуальность. 2. Не пытайтесь переносить на ребёнка собственный набор увлечений, интересов, пристрастий, поддерживайте инициативу ребёнка во всех видах деятельности. 3. Не давайте ребёнку готового ответа, а давайте ему возможность самому дойти до сущности. 4. Поглаживания, прикосновения - важнейший фактор формирования отзывчивости человека и становления духовной одарённости, не допускайте развитие отрицательных эмоций и всячески способствовать развитию положительных. 5. Чрезмерная забота делает ребёнка нервным и застенчивым, однако ребёнок, выросший в обстановке доброжелательности, скорее адаптируется к обществу, когда вырастет. Это верный путь к уравновешенности и доброте. 6. Не забывайте, что у детей своя логика, процесс общения у них протекает по-своему, здесь нет места взрослой логике. Если будут только назидания и устрашения, то ребёнок замыкается в себе, ожесточается. 7. Будьте честными. Все дети весьма чувствительны ко лжи, а к одаренным детям (ввиду остроты ума) это относится в большей степени. 8. Старайтесь вовремя уловить изменения в ребенке. Они могут выражаться в неординарных вопросах или в поведении и являться признаком одаренности. 9.Задумайтесь, какие добродетели вы воспитываете, какими поощрениями сопровождаете в повседневной жизни такие качества как готовность помочь, терпение, упорство, ответственность, щедрость души и т. д. Ведь эти свойства в делах маленького человека не менее важны, чем выдающиеся умственные способности.
Педагог-психолог И.А.Живодовская | |
Просмотров: 1501 | |
Всего комментариев: 0 | |