Чудеса земли Островецкой. Открытый информационный час. Учитель Колтан И.Г.

Цель:

 Расширение общего кругозора детей, ознакомление с памятниками природы и архитектуры Островецкого  района.

 

Задачи:

- развивать познавательную активность учащихся;

- совершенствовать речь учащихся, обогащать их словарный запас;

- воспитывать  у детей чувство любви к Родине,  гордость за  родной край.

 

Ход занятия

1. Организационный момент.

- Желаю вам, чтобы солнышко, которое так ярко светит к нам в окошко, наполняло ваши сердца теплотой,  щедростью и гордостью за свой родной край.

2. Вступительное слово.

Учитель:

      Сегодня наш информационный час посвящается одному из самых волшебных уголков Белоруссии – Островецкому краю.

Маленькі астравок маёй зямлі,

Зялёны Астравец над срэбнай Лошай,

Такі прытульны і такі харошы,

Як сонца, бор і родныя палі.

Так проникновенно писал об Островетчине известный белорусский писатель Владимир Короткевич.

     И, действительно, побывав хоть однажды в Островецком районе, влюбляешься в этот дивный синеокий край всем сердцем.

 

     Давайте послушаем Алину (Войшнарович), которая прочитает нам, как живописно описал Островетчину Адам Мальдис -  писатель, доктор филологических наук, профессор и наш земляк, который в 1951 г.  закончил Островецкую среднюю школу.

Ученик:

    "Астравеччына, пры ўсёй яе някідкай , спакойнай прыгажосці, сапраўды зачароўвае разнастайнасцю, зменлівасцю пейзажаў. Тут ёсць усё!

    На поўдні, нібы клешні краба, праляглі адгор,і  Ашмянскага ўзвышша. Далей на поўнач ідзе Нарачанска-Вілейская нізіна, прарэзаная катлавінамі рэк. Лоша, перагароджаная плацінай, Янаўскай ГЭС, утварае вялікае вадасховішча… Далей на поўнач пачынаюцца сасновыя бары, ператканыя бярозаю, асінаю і ляшчыннікам. Зноў немаведама адкуль бяруцца пасмы ўзгоркаў. А сярод іх раптам выблісне азёрнае вока Падкасцёлка ці Падліп,я... На поўначы, дзе на Сарачанку нанізана Каймінская група азёраў,…

ледавік у свій час так мудрагеліста пахадзіў і наварочаў, што ўсе віды беларускага ландшафту можна пабачыць, стоячы на адным месцы.

    Адным словам – беларуская Швейцарыя!”

 

 

 

Учитель:

    А сейчас мы поговорим о неназваных чудесах Островецкого края -  о памятниках природы и архитектуры района.

    Самое неповторимое чудо  – это сами люди, которые здесь издревле живут в мире и согласии. Выращивают хлеб, растят детей, соблюдают свои народные и культурные традиции.. Давайте послушаем наших учеников, которые расскажут нам о том, люди каких национальностей живут в нашем районе.

3. Выступления учеников  (7 цветов национальной радуги).

1 ученик:

Белорусы.

    Земля Островецкая испокон веков была славяно–балтским порубежьем, о чем свидетельствуют, с одной стороны, преобладающие здесь балтские названия деревень и рек, а, с другой стороны, известно, что здесь издавна жили кривичи, предки белорусов. На это указывают довольно частые названия типа Гудогай, Гудели или Гуденики. Кстати, Гудами литовцы называли белорусов вплоть до 1940 года. Подпись is gudu под произведением обозначала, что оно переведено с белорусского...

2 ученик:

Евреи.

    До Второй мировой войны евреев на Островетчине было много. В некоторых местечках (Михалишках, например) они составляли до половины населения: занимались ремеслами, торговали, корчмарили.

Во время гитлеровской оккупации в Михалишках, Кемелишках, Островце, Ворнянах, на станции Гудогай фашисты создали гетто. Заключенных в них евреев расстреляли. Спаслись лишь единицы — их спрятали местные крестьяне.

3 ученик:

Литовцы.

     Раньше, в довоенной Польше, родителей гервятцев и ворнянцев, чьи дети благодаря обществу «Ритас»,  изучали родной язык, штрафовали на баснословные суммы (белорусов тогда на территории нынешней Островетчины, если верить картам виленского издания 1937 года, вообще не водилось). Нынче же дети белорусских литовцев ходят в литовскую школу, действующую в Рымдюнском центре культуры, образования и информации, изучают литовский язык в Гервятской средней школе, слушают по–литовски проповеди в Гервятском костеле.

    В целом же жители гервятско–рымдюнского литовского анклава являются не двуязычными, а четырехъязычными. Заговоришь по–белорусски — тебе ответят по–белорусски, если надо, с легкостью перейдут на литовский, русский, польский...

4ученик:

Поляки.

    Двоих знаковых творцов дала Островетчина польскому изобразительному искусству — Мариана Богуша–Шишко и Льва Добжинского. Первый из них преподавал рисование в довоенной Польше, а свой жизненный путь закончил как «художник века» в Великобритании. Рано же ушедший из жизни Добжинский в равной степени принадлежит польской и белорусской культурам.

5 ученик:

Русские.

     Русские как этнос появились на Островетчине еще в середине XVIII века. Спасаясь от преследований царских властей, сюда, на пустующие земли, в самую северную часть нынешнего района, дружно переселились староверы–«поповцы», создавшие здесь «Святую Русь», в которую входило около 150 хуторов. Хозяйства были образцовые, семьи основывались крепкие, люди жили долго. В центральном месте, Стрипишках, построили церковь, а потом и школу.

6 ученик:

Украинцы.

     На территории Островецкого района украинцы появились в послевоенное время: кого направили сюда на работу, кто нашел здесь мужа или жену.

7 ученик:

Шведы.

    -Ну а причем здесь шведы? Разве было их массовое переселение на Островетчину? Или остались они здесь со времен Карла ХII?

   - Массового не было. Но шведский род Сволькенов оказал существенное и благотворное влияние на хозяйственное и культурное развитие этой земли.

    Игнатию Сволькену, чьи предки прибыли в Литву из Швеции, имение Шайкуны около местечка Клющаны досталось в 1840 году как приданое жены. Новому хозяину принадлежало около шести тысяч десятин земли — преимущественно стройных сосновых лесов. Среди добросовестно следивших за ними был и Матвей Степович, отец поэта и священнослужителя Константина (Казимира Сваяка). За хорошую службу лесник получил от хозяина такую хорошую древесину, что дом стоит до нашего времени.

   Местные жители до сих пор с благодарностью вспоминают Сволькенов, заботившихся не только о материальном, но и духовном развитии крестьянства, уважавших их родной язык.

Учитель  (7 чудес зодчества):

   - Ребята, знаете ли вы, что такое зодчество?

(Искусство проектировать и строить здания; архитектура.)

   - Тогда послушайте про чудеса зодчества, которыми славится наша Островецкая земля.

1 ученик:

     Архитектурный ансамбль в Ворнянах — единственный в Беларуси случай сельского типового строительства XVIII века. Он представлен 16 предназначенными для крестьян кирпично–деревянными домами, соединенными арками. Они выстроились с северной и южной сторон рыночной площади. Городские аналоги есть (Гродно, Поставы), а вот сельских больше нет. Рядом с домами — корчма, заездный дом. На западной стороне площади возвышается костел в стиле рококо и два двухэтажных дома (плебания и аптека), с восточной стороны ее замыкала усадьба с увековеченным Наполеоном Ордой домом (он славился очень богатыми интерьерами, картинами, специально выполненными Сымоном Чеховичем и его учениками), парк с редкими деревьями, пруд с романтической башней на острове и мельницей на берегу. В свое время ворнянский «узорный ансамбль» широко славился в Европе.

2 ученик:

    Костел в Михалишках, возведенный в середине XVII века влиятельными магнатами Бжостовскими. Внешние его формы скромные. Но внутреннее скульптурное убранство великолепно. Авторы — группа итальянских ваятелей и декораторов под руководством придворного художника Яна Казимира Сапеги и Петра Иоганна Перти (Перетти) — того самого, который гениально оформил собор Святых Петра и Павла в Вильно. Западные же барочные веяния соединил с местными традициями самородок Николай Жилевич.

3 ученик:

     Деревянная святыня в деревне Гудогай, возведенная в середине XVIII века для монашеского ордена кармелитов. Она широко известна тем, что в ней находится недавно коронованная по благоволению Папы Римского чудотворная икона Матери Божией, имеющая византийское происхождение.

4 ученик:

     Деревянный памятник архитектуры XVIII века — находится у самой белорусско–литовской границы. Это церковь староверов в Стрипишках. Неповторимость ей придает сочетание византийского стиля с чертами виленского барокко. Эту церковь собираются перенести в Минск или под Минск. Хотя  она и построена из мачтовой древесины, не известно,  выдержит такую перевозку.

5 ученик:

     Впечатляют динамичные, устремленные в небо неоготические формы костела в Гервятах, датированного началом ХХ века. Стараниями настоятеля Леонида Нестюка вокруг храма разбит удивительный дендрарий с экзотическими растениями. Гервяты становятся визитной карточкой района, подобно Мосару на Витебщине. В 2003 году «Белпочтой» был издан маркированный конверт с изображением костела.

6 ученик:

    Архитектурный и исторический памятник — усадьба Минейко в Дубниках. Здесь во второй половине XIX века неоднократно гостил выдающийся польский прозаик Генрик Сенкевич. Здесь жили его родственники и знакомые — прототипы героев исторической трилогии, был написан роман «Пан Володыевский» и задумана эпопея о борьбе со шведами «Потоп».

7 ученик:

   Образец классицизма конца XVIII века — костел в центре Островца (есть еще более поздний -  у кладбища). Он построен монахами–доминиканцами на месте более раннего, деревянного, помнящего, очевидно, еще Гаштольдов.

Учитель  (7 чудес природы):

   - Очень много чудес преподносит нам  и сама  матушка-природа. Вот лишь некоторые из них.

 

1 ученик:

    Настоящее диво природы — единственное в Беларуси отложение межморенных ленточных глин с остатками арктической растительности — находится у хутора Комаришки, на правом берегу реки Страча, притока Вилии. Польский ученый В.Галицкий и белорусский геолог Л.Вознячук обнаружили здесь, в приледниковых слоях, следы тундровой флоры: листочки и семена травянистой ивы, карликовой березы, куропаточной травы, лапчатника из группы снежных, более 100 раковин моллюсков, из них одного морского. Во времена Валдайского оледенения все это было занесено откуда–то с севера. В Ленинградском университете в свое время установили, что возраст остатков — около 20 тысяч лет. Сегодня оголение напоминает слоеный пирог. Когда–то, чтобы посмотреть на него, нужно было преодолеть четырехметровый отвесный спуск. Сегодня вниз ведет удобная лестница. Все готово для туристов. Только их пока не видно.

2 ученик:

    Другое чудо, расположенное невдалеке, — Сорочанская (Кайминская) группа озер. Они образуют цепь из 21 природного водоема, отличающихся прозрачностью, чистотой. И у каждого есть свое имя, свои легенды. Настоящий рай для туризма, особенно экологического. Из озер можно выплыть в Вилию, отличающуюся своими флорой и фауной. С притоками она напоминает разветвленное дерево. За Быстрицей приобретает литовское имя Нерис.

3 ученик:

    В Трокениках, у древнего Полоцкого тракта, открыт частный музей фауны, созданный лесником Мечиславом Змитровичем. Несмотря на занятость, он охотно показывает свои собрания чучел зверей и птиц довольно многочисленным на тракте туристам.

4 ученик:

   Невдалеке от Трокеник, ближе к литовской границе, находится очень глубокое озеро Бык. Легенда гласит, название озеру дал бык, хозяина которого настигла Божья кара: он пахал рядом в день Воскресения Христова.

5 ученик:

   Легендами окружен также родничок в Дубке. Над ним возвышается статуя Девы Марии. Говорят, вода из криницы обладает чудодейственной силой.

6 ученик:

    Название родничка свидетельствует о культе дубов (около хутора Ковалевщина растет даже    пятисотлетний великан).    Не случайно один из них, цепко укоренившийся в земле, красуется на недавно утвержденном гербе райцентра.

Справка:

    Деревня Дубок, Гродненская область — на этом месте когда-то была священная дубрава, в которой молились язычники.

     Сразу становится понятно, в честь чего названа эта деревня – в честь царь-дерева, богатыря дуба. Когда-то дуб использовали при строительстве кораблей, на дубовых досках рисовали образа и картины, из него вырезали скульптуры. Для этого вырубались целые дубравы. В Европе дубы скоро кончились, да и не было их там особенно много никогда. Поэтому вся Европа за этим ценным деревом кинулась к нам. Именно в Великом княжестве Литовском росли вековые дубы .

7 ученик:

   Наконец, оказавшись недавно в Островце на территории районных электросетей, я несколько минут простоял, любуясь, в принципе, прозаическим учреждением. Низенькие строения перед юбилеем превратились в сказочные домики. И везде, во дворе, в вестибюле, коридорах, было море цветов, известных мне и неизвестных. А рассаживали их... мужчины.  (А. Мальдис)

4. Подведение итогов. Рефлексия.

Учитель:

- Как называется наша малая Родина?

- Люди каких национальностей живут в нашем Островецком крае?

- Какие чувства вы испытывали сегодня на занятии?

- Что вы запомнили, расскажите.

- О чем бы вы ещё хотели узнать?

- Вы очень хорошо работали.  Спасибо за работу.

 

Категория: Воспитательные мероприятия | Добавил: Марина (01.06.2011)
Просмотров: 3038 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]