Тема: Зима в природе (обобщающий урок) Цели: - создать условия для обобщения и систематизирования знаний учащихся об изменениях в неживой и живой природе зимой, их влиянии на труд людей; - способствовать развитию умений школьников объяснять и устанавливать связи между объектами и явлениями неживой и живой природы; - содействовать пониманию красоты зимней природы, привитию природо- охранных навыков.
Ход урока 1.Организационный момент. Почему и отчего К нам пришло веселье? Это ведь не Новый год И не новоселье? Но не зря нам сейчас Весело с друзьями. Что у нас? Что у нас – Отгадайте сами. (Высказывания детей.) - У нас много гостей на уроке. Обернитесь, поприветствуйте их улыбкой. 2.Мотивация. Целеполагание. - Урок Человек и мир. Послушайте музыку, что представится вам? (В помощь стихотворение.) Заколдован невидимкой Дремлет лес под сказку сна. Словно белою косынкой Подвязалася сосна. - Когда это бывает? - Назовите тему урока. (Высказывания детей.) Сегодня Зимушка-Зима пришла к нам проститься, проходит ее пора. На прощание она хочет узнать, хорошо ли вы знаете ее особенности. Поставьте цели на урок. 3.Работа по закреплению материала. 1) Изменения в живой и неживой природе. - Нравится ли вам сказочная зима? Чем? (Высказывания детей.) Работа в группах. - Где ее не бывает? (Высказывания детей.) Ребята из этих стран не знают, что такое зима. Расскажите им о ней – сотворите зиму-картинку (лето превратить в зиму) – задание 1 группе. (Моделирование из пазлов.) - Рассказывая о зиме, предложите животным впасть в спячку (разместите их поближе к лесу) - задание 2 группе. - 3 группа выполняет тестовое задание № 1. Физкультминутка. Гимнастика для глаз. Проверка (рефлексия). 1 группа. Рассмотрим картинку: - почему нет растений? - что такое снег? - лиcтья пропали, значит дерево умерло? Работа по учебнику стр.50 - Рассмотрите картину зимы в учебнике. Что перепутал художник? 2 группа. Где спят животные: барсук, еж, медведь, змея? 3 группа. Прочесть задание и дать ответ. 2) Викторина о зиме. - Дети очень любят лепить снежную бабу, давайте это сделаем и мы. Предлагаю вам викторину о зиме: за правильные ответы на вопросы вы получаете снежные комы, из которых затем соорудите снеговика. Вопросы: - какие месяцы считаются зимними? - на всех садится – никого не боится? - прозрачен, как стекло, а не вставишь в окно? - белая морковка зимой растет? - что ест жаба зимой? - в каком месяце есть 28 дней? - Белой стайкой мошкара вьется, кружится с утра. Не пищит и не кусает, просто так себе летает. - закончить пословицу * Декабрь год кончает – (зиму начинает). * Январь – году начало, (а зиме середина). * Вьюги да метели (под февраль налетели). - Соберите снеговика. Рефлексия: рассматривание снеговиков – много вы знаете о зиме, хорошо справились с викториной. Занимательный материал. - Снеговик с секретом – снимите с него шапочку. Решите в группах задачи. 1. Хвоинки сосны живут 2 года, а хвоинки ели – на 10 лет дольше. Сколько лет живут хвоинки ели? 2. Белка живет 6 лет, а заяц – на 4 года дольше. Сколько лет живет заяц? 3. За зиму из 10 синиц выживают только 2. Сколько синиц погибает за зиму? 3) Птицы зимой. - Что нужно делать, чтобы выжило больше синиц? Что им страшнее: холод или голод? У нас проходит конкурс кормушек. Нельзя не восхититься вашим мастерством. Послушаем стихи. (Дети читают стихи.) Смастерили мы кормушки Для голодных зимних птиц: - Прилетайте к нам, подружки, Стайки резвые синиц! Снегири, за ними следом К нам спешите под окно! Мы накормим вас обедом – Есть и просо, и пшено. Галку, черную как сажа, Мы не будем прогонять. Воробью-плутишке скажем: - Только, чур, не воровать. А сороки-стрекотушки знай кричат: - И мне, и я! Собирайтесь у кормушки, Все пернатые друзья! - Давайте пригласим гостей в птичью столовую. 1) Кто так о себе говорит? Мою красную грудку знает каждый. Я люблю семена и плоды деревьев. (Снегирь.) 2) Меня называют белобока и не зря. Ведь я единственная птица, которая узнает себя в зеркале. (Сорока.) 3) Птичка-невеличка ножки имеет, а ходить не умеет. Хочет сделать шажок – получается прыжок. (Воробей.) 4) Угадайте, что за птичка – темненькая невеличка? Беленькая с живота, хвост раздвинут в два хвоста. (Ласточка.) 5) Спинкою зеленовата, животиком желтовата. Черненькая шапочка и полоска шарфика. (Синица.) (Дети размещают птиц на кормушках.) - Чем их угостим? Выберите для них корм и положите в кормушку (предлагается рябина, сено, зерно, желуди, семечки, сало, просо, горох). - Что осталось? Для кого? Что вы знаете о помощи людей зимой диким животным? ( ответы детей с использованием таблиц). 4.Подведение итогов урока. - Зима благодарит вас за урок. Она уходит, но обещает вернуться в следующем году. Давайте на прощание скажем ей хорошие слова – какая она? (Высказывания детей.) - Чему научились на уроке? - Что было интересного? 5.Рефлексия. Технология «Острова». - Разойдитесь согласно настроению по островам, объясните свой выбор. - Насколько достигли поставленных целей? | |
Просмотров: 9311 | |
Всего комментариев: 0 | |