Гуманно-личностная технология Ш.А. АмонашвилиАмонашвили Шалва Александрович - академик РАО, известный советский и грузинский педагог - ученый и практик. Разработал и воплотил в своей эксперт ментальной школе педагогику сотрудничества, личностный подход, оригинальные методики обучения языку и математике. Своеобразным итогом, идеолог ей его педагогической деятельности является технология «Школа жизни», изложенная в его «Трактате о начальной ступени образования, построенного принципах гуманно-личностной педагогики». Классификационные параметры технологии Ш. А. Амонашвили: По уровню применения: общепедагогическая. По философской основе: гуманистическая + религиозная. По основному фактору развития: социогенная + биогенная. По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная. По ориентации на личностные структуры: эмоционально-нравственная. По характеру содержания: обучающая + воспитательная, светская с элементами религиозной культуры, гуманитарная, общеобразовательная, человек ориентированная. По типу управления: система малых групп. По организационным формам: традиционная классно-урочная с элементами дифференциации и индивидуализации. По подходу к ребенку: гуманно-личностная, педагогика сотрудничества. По преобладающему методу: объяснительно-иллюстративная, игровая с элементами проблемности, творчества. По категории обучаемых: массовая и продвинутая на основе личностного подхода к детям. Целевые ориентации: • Способствовать становлению, развитию и воспитанию в ребенке благородного человека путем раскрытия его личностных качеств. • Облагораживание души и сердца ребенка. • Развитие и становление познавательных сил ребенка. • Обеспечение условий для расширенного и углубленного объема знаний и умений. • Идеал воспитания - самовоспитание. Концептуальные положения: • Все положения личностного подхода педагогики сотрудничества. • Ребенок как явление несет в себе жизненную миссию, которой он должен служить. • Ребенок - высшее творение Природы и Космоса и несет в себе их черты - могущество и безграничность. • Целостная психика ребенка включает три страсти: страсть к развитию, к взрослению и к свободе. Особенности содержания: Важнейшие умения и способности и соответствующие им дисциплины или уроки: познавательное чтение; письменно-речевая деятельность; лингвистическое чутье ; математическое воображение; осмысление высоких математических понятий ; постижение прекрасного ; планирование деятельности; смелость и выносливость; общение; иноязычная речь; шахматы; духовная жизнь; осмысление высоких духовных материй и ценностей ; постижение красоты всего окружающего. Особенности методики: Перечисленные знания и умения формируются с помощью специального содержания методик и методических приемов, среди которых: - гуманизм: искусство любви к детям, детское счастье, свобода выбора, радость познания; - индивидуальный подход: изучение личности, развитие способностей, углубление в себя, педагогика успеха; - мастерство общения: закон взаимности, гласность, его величество - вопрос, атмосфера романтики; - резервы семейной педагогики: родительские субботы, геронтогогика, культ родителей; - учебная деятельность: квази чтение и квази письмо, приемы материализации процессов чтения и письма, литературное творчество детей. Оценивание деятельности детей. Особую роль в технологии Ш.А. Амонашвили играет оценивание деятельности ребенка. Использование отметки очень ограничено, ибо отметки - это «костыли хромой педагогики»; вместо количественной оценки - качественное оценивание: характеристика, пакет результатов, обучение самоанализу, самооценка. Урок - ведущая форма жизни детей , вбирающая всю и спонтанную, и организованную жизнь детей. Урок - солнце, урок -радость, урок - дружба, урок - творчество, урок - труд, урок - игра, урок - встреча, урок - жизнь. | |
Просмотров: 5472 | |
Всего комментариев: 0 | |