20:20
Кто такие птицы?
Тема: Кто такие птицы?
Цели: воспитывать бережное отношения к природе, птицам родного края;
прививать учащимся экологическую культуру; способствовать
развитию познавательных интересов первоклассников, уточнению и
дополнению знаний о птицах; создать условия для совместной
деятельности детей.
Оборудование: карточки с названиями этапов мероприятия, наглядный и раздаточный материал, презентация Power Point «Гнёзда птиц», аудиозаписи песни и звуков, издаваемых птицами, видеоролики «Синица кормит птенцов», «Полёт глазами орла»
Ход занятия:
- Дорогие ребята, сегодня я приглашаю вас на встречу с птицами, вспомнить известное вам и совершить маленькие открытия. Мы будем двигаться по лесенке, которая укажет нам путь.

Первая ступень: « Птицы – это голоса Земли».
- Песни птиц звучат на Земле круглый год, голоса их слышны днём и ночью. Что очень радует многих людей. А вы любите слушать птиц?
Детям предлагается узнать голоса птиц. Если отгадывают, появляется изображение птицы.( Дятел, аист, кукушка, ворона, чайка, филин, соловей, сойка, орё л – с двумя последними могут возникнуть трудности)
- Найдите «лишнюю» птицу. (Варианты могут быть разные: орёл как хищная птица, чайка как водоплавающая и т.д.) Отгадайте загадки:
Всех перелетных птиц черней,
Чистит пашню от червей,
Взад, вперед по пашне вскачет,
А зовется птица … грач.

Мы построили вдвоем
Для гостей пернатых дом,
А верней сказать – дворец,
Прилетай скорей … скворец.

На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит,
Тычет клювом наугад –
Ищет в речке лягушат.
На носу повисла капля…
Узнаете? Это … цапля.
Вторая ступень: « Птицы – дети воздуха».
- Они покорители неба. Они поднимаются выше облаков, перелетают через моря и пустыни. А вам хотелось бы увидеть леса, горы, поля такими, какими их видят птицы?
Просмотр видеоролика «Полёт глазами птиц»
- Чем отличается то, каким видят мир люди и птицы?
Вы заметили, что даже форму самолёта человек
подсмотрел у птиц?

Ступень третья: «Птицы – дети радуги».
- Согласны ли вы с этим утверждением? (Ребята высказывают мнение, что оперение птиц очень разнообразное, как радуга.)
- Действительно, перья птиц раскрашены во все мыслимые и немыслимые цвета. Каких птиц вы узнаёте по окраске? (Называют снегиря, грача, ворону и т.д.)
Задание в группах – составить изображение птицы из разрезанных картинок.
( Иволга, аист, сорока, воробей)
- Обратите внимание, ребята, у некоторых птиц – очень праздничный, яркий наряд. У других, наоборот, скромный, незаметный. От чего это зависит?
- Правильно, кто-то хочет привлечь внимание, а кто-то спрятаться.

Игра «Птицы»
- Я хочу поиграть с вами в игру «Птицы». Но я буду называть не только птиц, и если вы услышите, что появилось что-то другое, дайте мне знать: вы можете хлопать, крикнуть: Нет! и др. Итак, слушайте внимательно:
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Аисты, вороны,
Галки, макароны…
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи…
- Что, неправильно?
-А мухи это кто? (насекомые)
И еще раз:
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Галки и стрижи,
Комары, кукушки,
Даже совы - сплюшки,
Лебеди и утки –
И спасибо шутке!

Ступень четвёртая: « Птицы – вестники радости». (Дети высказывают предположения, почему так говорят. Вспоминают, что голуби издавна выступали в роли вестников, приносивших послания.)
- Каждый год они приносят на своих крыльях весну. А 1 апреля во всём мире отмечают День птиц. Наши предки всегда относились к пернатым с уважением, а их прилёт старались приблизить песнями, закличками.
Слушанье народной песни «Жавароначкі, прыляціце»
Ступень пятая: «Птицы – наши помощники».
- Действительно, птицы наши верные помощники, защитники наших лесов и полей, садов и огородов. Как они помогают людям? (Рассказывают дети).
- Ребята, а у нас письмо с интересной историей. Вот послушайте: «Скворцы заняли домик на берёзе. Уст роили в нём своё гнездо. Я спросил у отца: сколько гусениц и разных жучков скворцы за день перетаскивают? Отец ничего не ответил, а принёс лист бумаги и карандаш. Вот, говорит, посиди под берёзой до обеда, понаблюдай за скворцами. Когда они с кормом подлетят, на листе ставь черточку, а потом подсчитаешь. Уселся я под берёзою и стал за скворцами следить. И что же? До обеда весь лист исчертил. Больше сотни палочек поставил, даже рука устала»
(Отрывок из рассказа Г. Скребицкого)
- Что понял мальчик? Как он наблюдала за птицами?
- Если вы хотите увидеть своими глазами, как птицы строят гнёзда, распевают песни, помните: наблюдать надо незаметно, тихо, чтобы не мешать. А сейчас настало время удивляться. (Учитель и подготовленные ученики делают сообщения)
• Весной к нам прилетают скворцы. Уставшие птицы сначала отправляются к ветлам и скворечникам, где проводили прошлую осень. Там молча без песен они отдыхают и кормятся. И только через некоторое время мы сможем услышать их прекрасное пение.
• Дятлы, скворцы и синицы истребляют огромное количество насекомых. Синица за сутки съедает столько насекомых, сколько весит сама.Семья скворцов за день уничтожает 350 гусениц, жуков и улиток.
• А кукушка за лето поедает до 270 тысяч крупных гусениц и майских жуков.
• Грач следуя за плугом, способен уничтожить за день 400 червей, вредителей растений.
• Семья ласточек за лето уничтожает около миллиона различных вредных насекомых.
• Ушастая сова способна съесть за день до 10 полёвок, а сова сивуха съедает в год около 1200 грызунов.
• Кроме того, многие птицы – овсянки, зеленушки, жаворонки, щеглы и другие - склёвывают семена и плоды сорняков, снижают засорённость полей.

Ступень шестая: « Птицы – это тайна». А самая большая тайна – это их гнёзда.
• Гнёзда у птиц очень разнообразны. У многих птиц гнездо представляет собой детскую колыбельку, в которой выкармливаются беспомощные птенцы. Например, птица иволга строит такой «гамачок».
• Весной к нам прилетают скворцы. Уставшие птицы сначала отправляются к ветлам и скворечникам, где проводили прошлую осень. Там молча, без песен они отдыхают и кормятся. И только через некоторое время мы сможем услышать их прекрасное пение.
• Почти одновременно со скворцами прилетают звонкие голосистые жаворонки. Найдёт жаворонок где-нибудь в поле ямку, поросшем реденькой травкой, вот и его гнездо. Такие же гнезда-ямки у перепёлки среди лугов и у серой куропатки в полях. И яички у этих птиц под цвет травы и хлебов.
• Гнездо ремез обычно устраивается на конце поникшей над водой ветви вербы или тополя на высоте от 1 до 3—5 м. Если гнездо не над водой, оно располагается на высоте 10 и более метров от земли. На сооружение гнезда пара затрачивает не менее двух недель.
• Есть птицы, которые не вьют гнёзда, а норки роют. Как, например, ласточки-береговушки. Так им удобнее жить. Иногда на крутом берегу реки нор бывает так много, что целый ласточкин городок получается.
• Гнездо чомга помещает на воде. Обычно оно плавучее. С одной стороны оно защищено от действия волны и ветра, а с другой — открыто для подплывания. Строительный материал отмершая растительность, главным образом камыш и тростник.
Просмотр видеоролика
«Синица кормит птенцов в скворечнике»
Игра «Верите ли вы?»
1. Некоторые птицы могут отбрасывать перья, как ящерица хвост.(Да)
2. Птенцы стрижа не могут пережить даже 1-дневную голодовку. (Могут,
даже 12-дневную, впадая в оцепенение)
3. Журавли никогда не садятся на деревья . (Да)
4. Аист может спать во время полёта.(Да)
5. Гуси летят выше, чем орлы, даже на высоте 9км. (Да)
6. Глухарь всё время глухой.(Нет, только во время токования)
1 2 3 4 5 6

В таблице дети отмечают своё согласие знаком - ○, а несогласие - x
Подведение итогов:
- Наше занятие подошло к концу. Но, может быть, вы хотите продолжить фразу «Птицы …», «Я задумался…»
- Что вас удивило, заинтересовало?
Учитель читает стихи.
Не разоряйте птичьего гнезда,
Так счастлива в своем жилище птица!
Она в гнезде спокойнее тогда,
Когда над рощей буря злится.
Храните дерево от топора -
Оно высокое и вековое,
Дает нам тень, когда стоит жара,
Оно чарует всё живое.
Не разоряйте птичьего гнезда!
Мне больше, чем другому, боль знакома
Того, чья песня глохнет в холода,
Кто на земле живет без дома.


- В заключение, пожалуйста, обозначьте на доске своё отношение к занятию. Если вам было интересно, и вы считаете его важным, «посадите» птичку на верхнюю линейку. И выберите линейки ниже, если вам не очень понравилось.

Просмотров: 2198 | Добавил: Mila | Теги: птицам родного края прививать учащи, Кто такие птицы? Цели: воспитывать | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]