Тема: Кто такие птицы? Цели: воспитывать бережное отношения к природе, птицам родного края; прививать учащимся экологическую культуру; способствовать развитию познавательных интересов первоклассников, уточнению и дополнению знаний о птицах; создать условия для совместной деятельности детей. Оборудование: карточки с названиями этапов мероприятия, наглядный и раздаточный материал, презентация Power Point «Гнёзда птиц», аудиозаписи песни и звуков, издаваемых птицами, видеоролики «Синица кормит птенцов», «Полёт глазами орла» Ход занятия: - Дорогие ребята, сегодня я приглашаю вас на встречу с птицами, вспомнить известное вам и совершить маленькие открытия. Мы будем двигаться по лесенке, которая укажет нам путь. Первая ступень: « Птицы – это голоса Земли». - Песни птиц звучат на Земле круглый год, голоса их слышны днём и ночью. Что очень радует многих людей. А вы любите слушать птиц? Детям предлагается узнать голоса птиц. Если отгадывают, появляется изображение птицы.( Дятел, аист, кукушка, ворона, чайка, филин, соловей, сойка, орё л – с двумя последними могут возникнуть трудности) - Найдите «лишнюю» птицу. (Варианты могут быть разные: орёл как хищная птица, чайка как водоплавающая и т.д.) Отгадайте загадки: Всех перелетных птиц черней, Чистит пашню от червей, Взад, вперед по пашне вскачет, А зовется птица … грач. Мы построили вдвоем Для гостей пернатых дом, А верней сказать – дворец, Прилетай скорей … скворец. На одной ноге стоит, В воду пристально глядит, Тычет клювом наугад – Ищет в речке лягушат. На носу повисла капля… Узнаете? Это … цапля. Вторая ступень: « Птицы – дети воздуха». - Они покорители неба. Они поднимаются выше облаков, перелетают через моря и пустыни. А вам хотелось бы увидеть леса, горы, поля такими, какими их видят птицы? Просмотр видеоролика «Полёт глазами птиц» - Чем отличается то, каким видят мир люди и птицы? Вы заметили, что даже форму самолёта человек подсмотрел у птиц? Ступень третья: «Птицы – дети радуги». - Согласны ли вы с этим утверждением? (Ребята высказывают мнение, что оперение птиц очень разнообразное, как радуга.) - Действительно, перья птиц раскрашены во все мыслимые и немыслимые цвета. Каких птиц вы узнаёте по окраске? (Называют снегиря, грача, ворону и т.д.) Задание в группах – составить изображение птицы из разрезанных картинок. ( Иволга, аист, сорока, воробей) - Обратите внимание, ребята, у некоторых птиц – очень праздничный, яркий наряд. У других, наоборот, скромный, незаметный. От чего это зависит? - Правильно, кто-то хочет привлечь внимание, а кто-то спрятаться. Игра «Птицы» - Я хочу поиграть с вами в игру «Птицы». Но я буду называть не только птиц, и если вы услышите, что появилось что-то другое, дайте мне знать: вы можете хлопать, крикнуть: Нет! и др. Итак, слушайте внимательно: Прилетели птицы: Голуби, синицы, Аисты, вороны, Галки, макароны… Прилетели птицы: Голуби, синицы, Мухи и стрижи… - Что, неправильно? -А мухи это кто? (насекомые) И еще раз: Прилетели птицы: Голуби, синицы, Чибисы, чижи, Галки и стрижи, Комары, кукушки, Даже совы - сплюшки, Лебеди и утки – И спасибо шутке! Ступень четвёртая: « Птицы – вестники радости». (Дети высказывают предположения, почему так говорят. Вспоминают, что голуби издавна выступали в роли вестников, приносивших послания.) - Каждый год они приносят на своих крыльях весну. А 1 апреля во всём мире отмечают День птиц. Наши предки всегда относились к пернатым с уважением, а их прилёт старались приблизить песнями, закличками. Слушанье народной песни «Жавароначкі, прыляціце» Ступень пятая: «Птицы – наши помощники». - Действительно, птицы наши верные помощники, защитники наших лесов и полей, садов и огородов. Как они помогают людям? (Рассказывают дети). - Ребята, а у нас письмо с интересной историей. Вот послушайте: «Скворцы заняли домик на берёзе. Уст роили в нём своё гнездо. Я спросил у отца: сколько гусениц и разных жучков скворцы за день перетаскивают? Отец ничего не ответил, а принёс лист бумаги и карандаш. Вот, говорит, посиди под берёзой до обеда, понаблюдай за скворцами. Когда они с кормом подлетят, на листе ставь черточку, а потом подсчитаешь. Уселся я под берёзою и стал за скворцами следить. И что же? До обеда весь лист исчертил. Больше сотни палочек поставил, даже рука устала» (Отрывок из рассказа Г. Скребицкого) - Что понял мальчик? Как он наблюдала за птицами? - Если вы хотите увидеть своими глазами, как птицы строят гнёзда, распевают песни, помните: наблюдать надо незаметно, тихо, чтобы не мешать. А сейчас настало время удивляться. (Учитель и подготовленные ученики делают сообщения) • Весной к нам прилетают скворцы. Уставшие птицы сначала отправляются к ветлам и скворечникам, где проводили прошлую осень. Там молча без песен они отдыхают и кормятся. И только через некоторое время мы сможем услышать их прекрасное пение. • Дятлы, скворцы и синицы истребляют огромное количество насекомых. Синица за сутки съедает столько насекомых, сколько весит сама.Семья скворцов за день уничтожает 350 гусениц, жуков и улиток. • А кукушка за лето поедает до 270 тысяч крупных гусениц и майских жуков. • Грач следуя за плугом, способен уничтожить за день 400 червей, вредителей растений. • Семья ласточек за лето уничтожает около миллиона различных вредных насекомых. • Ушастая сова способна съесть за день до 10 полёвок, а сова сивуха съедает в год около 1200 грызунов. • Кроме того, многие птицы – овсянки, зеленушки, жаворонки, щеглы и другие - склёвывают семена и плоды сорняков, снижают засорённость полей. Ступень шестая: « Птицы – это тайна». А самая большая тайна – это их гнёзда. • Гнёзда у птиц очень разнообразны. У многих птиц гнездо представляет собой детскую колыбельку, в которой выкармливаются беспомощные птенцы. Например, птица иволга строит такой «гамачок». • Весной к нам прилетают скворцы. Уставшие птицы сначала отправляются к ветлам и скворечникам, где проводили прошлую осень. Там молча, без песен они отдыхают и кормятся. И только через некоторое время мы сможем услышать их прекрасное пение. • Почти одновременно со скворцами прилетают звонкие голосистые жаворонки. Найдёт жаворонок где-нибудь в поле ямку, поросшем реденькой травкой, вот и его гнездо. Такие же гнезда-ямки у перепёлки среди лугов и у серой куропатки в полях. И яички у этих птиц под цвет травы и хлебов. • Гнездо ремез обычно устраивается на конце поникшей над водой ветви вербы или тополя на высоте от 1 до 3—5 м. Если гнездо не над водой, оно располагается на высоте 10 и более метров от земли. На сооружение гнезда пара затрачивает не менее двух недель. • Есть птицы, которые не вьют гнёзда, а норки роют. Как, например, ласточки-береговушки. Так им удобнее жить. Иногда на крутом берегу реки нор бывает так много, что целый ласточкин городок получается. • Гнездо чомга помещает на воде. Обычно оно плавучее. С одной стороны оно защищено от действия волны и ветра, а с другой — открыто для подплывания. Строительный материал отмершая растительность, главным образом камыш и тростник. Просмотр видеоролика «Синица кормит птенцов в скворечнике» Игра «Верите ли вы?» 1. Некоторые птицы могут отбрасывать перья, как ящерица хвост.(Да) 2. Птенцы стрижа не могут пережить даже 1-дневную голодовку. (Могут, даже 12-дневную, впадая в оцепенение) 3. Журавли никогда не садятся на деревья . (Да) 4. Аист может спать во время полёта.(Да) 5. Гуси летят выше, чем орлы, даже на высоте 9км. (Да) 6. Глухарь всё время глухой.(Нет, только во время токования) 1 2 3 4 5 6 В таблице дети отмечают своё согласие знаком - ○, а несогласие - x Подведение итогов: - Наше занятие подошло к концу. Но, может быть, вы хотите продолжить фразу «Птицы …», «Я задумался…» - Что вас удивило, заинтересовало? Учитель читает стихи. Не разоряйте птичьего гнезда, Так счастлива в своем жилище птица! Она в гнезде спокойнее тогда, Когда над рощей буря злится. Храните дерево от топора - Оно высокое и вековое, Дает нам тень, когда стоит жара, Оно чарует всё живое. Не разоряйте птичьего гнезда! Мне больше, чем другому, боль знакома Того, чья песня глохнет в холода, Кто на земле живет без дома. - В заключение, пожалуйста, обозначьте на доске своё отношение к занятию. Если вам было интересно, и вы считаете его важным, «посадите» птичку на верхнюю линейку. И выберите линейки ниже, если вам не очень понравилось. |