Урок литературного чтения
07.04.2011, 20:41
Тема: «Ты запой мне ту пеcню…» С.А. Есенин
Цели: создать условия для развития выразительности чтения, для формирования читательских умений и навыков, для знакомства с лирическим произведение С. Есенина; для воспитания чуткости, интереса к творчеству русского классика
Ход урока:
Организационный момент:
Игра «Дюжина вопросов» (да – шаг вперёд, нет – шаг назад, ни да, ни нет- на месте)
- Зима – ваше любимое время года?
- Читать описание природы неинтересно?
- Работа писателя сложна?
- Вас интересуют только современные поэты?
- Вы сами любите писать рассказы, сказки?

Речевая разминка:
-Дыхательные упражнения:
-Постановка различных вопросов к предложению, логическое ударение.
«Все писатели испытывают муки творчества.»

- Слова со смещением.
Измени буквы - получи новое слово: веси – весы, сень – синь, осень – ясень

Проверка домашнего задания:
Чтение «Ловушка», выборочное чтение, пересказ, продолжение, знакомство с прочитанной самостоятельно главой.
Переход к теме:
В этом имени — слово “есень”.
Осень, ясень, осенний цвет.
Что-то есть в нем от русских песен :
Поднебесье, тихие веси,
Сень березы и синь-рассвет.
Что-то есть в нем и от весенней
Грусти, юности, чистоты...
Только скажут:
Сергей Есенин —
Всей России встают черты.
-Стихи Есенина помогут нам научиться видеть красоту слова, передавать чувства при чтении, а может быть, кого-то вдохновят на собственные сочинения.
Актуализация им-ся знаний: учитель читает начало стихотворений, а дети продолжают.

Заколдован невидимкой
Дремлет лес под сказку сна,
Словно белою косынкой
Подвязалася сосна.(«Пороша»)

У плетня заросшая крапива
Орядилась ярким преаламутром
И, качаясь шепчет шаловлиово:
«С добрым утром!»

Белая берёза
Под моим окном
принакрылась снегом
Точно серебром. («Берёза»)

Черёмуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри, завила.(«Черёмуха»)


Поёт зима-аукает,
Мохнатый лес баюкает
стозвоном сосняка.
кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далёкую
Седые облака. (Слушанье музыки)

Рассказ ученицы:
Две даты: 3 октября 1895 года – 28 декабря 1925 года. Первая - дата рождения, вторая – смерти поэта. Тридцать прожитых на этой земле лет…
Много это или мало?
В Закавказье, где Есенин не раз бывал, в старину говорили: 30 лет человек должен учиться, 30 путешествовать и 30 – писать, рассказывая людям все, что он увидел, узнал, понял.
Есенину было отпущено в три раза меньше. Его судьба – подтверждение другого старого изречения: “Жизнь ценится не за длину. ”
Жизнь Есенина была очень короткой, но она была в ней и веселость, и доброта, и беспечность, и дерзкая удаль.

Первичное знакомство со стихотворением: читает учитель.
- Какие чувства у вас возникли? К кому обращается автор?
Знакомство с портретом сестры, матери.

Повторное чтение стихотворения:
- Какие картины представляет герой? или - Какие слова, выражения показались вам необычными?
Демонстрация фото дома поэта.

Релаксационная пауза: выполнение движений в заданном ритме.
Попробуйте угадать, какое любимое занятие у С. Есенина? (косьба) рисунок- стр.311

Составление партитуры стихотворения:
- логическое ударение
- паузы

Выразительное чтение стихотворения.
Вслух. Затем в парах.
Поэтическому дару Есенина дано было слышать музыку природы. Вместе с ним и мы прислушиваемся “снежному звону”, к “песне вьюг”, верим, что “скрипкой поёт луна”. И “плачет метель ”Он обладал необычайным чувством ритма, но нередко, прежде чем положить свои лирические стихи на бумагу, проигрывал их…видимо, для самопроверки, на рояле, испытывая их на звук и на слух. Вся поэзия Есенина — музыка. В ней — плач флейты, хохот бубенцов, задорный напев тальянки, гитарный перебор с цыганским надрывом, песня соловья, шум деревьев, говор речушки и перезвон колоколов!

Работа самостоятельная по уровням:


1. Подбери в тексте рифму к словам:
прикрою - ……….
надежде - …………
тревожь - …………
знакомо - …………..
отрада - ……………
росы - ……………
как ты - …………..

2. Подбери свою рифму к словам:
день - …………………………………..
плачь - ………………………………….
лиса - ……………………………………
взгляд - ………………………………….

3. Восстанови стихи:

Худощавый и низкорослый,
средь …………….. всегда герой,
Часто, часто с ……………….. носом
Приходил я к себе …………… .

И навстречу …………….. маме
Я цедил сквозь кровавый рот:
«Ничего! Я ……………. о камень,
Это к завтраму всё ……………»

4. Продолжи строки или напиши
свои но настроению:

Ветер песни поёт
____________________________
____________________________
____________________________


Чтение с музыкой. Поёт заранее подготовленная ученица. Затем хоровое исполнение.

Домашнее задание: чтение выразительное стихотворения, желающие могут подготовить другие стихи С. Есенина.
Подведение итогов:
- Какие чувства испытали во время урока? Зачем нужно переживать грусть, тоску?
- У кого возникло желание познакомиться с творчеством Есенина поближе?

Комментирование отметок.

Категория: Разработки уроков | Добавил: Mila | Теги: для знакомства с лирическим произве, Цели: создать условия для развития , для формирования читательских умени
Просмотров: 3158 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]