Тема: «Ты запой мне ту пеcню…» С.А. Есенин Цели: создать условия для развития выразительности чтения, для формирования читательских умений и навыков, для знакомства с лирическим произведение С. Есенина; для воспитания чуткости, интереса к творчеству русского классика Ход урока: Организационный момент: Игра «Дюжина вопросов» (да – шаг вперёд, нет – шаг назад, ни да, ни нет- на месте) - Зима – ваше любимое время года? - Читать описание природы неинтересно? - Работа писателя сложна? - Вас интересуют только современные поэты? - Вы сами любите писать рассказы, сказки? Речевая разминка: -Дыхательные упражнения: -Постановка различных вопросов к предложению, логическое ударение. «Все писатели испытывают муки творчества.» - Слова со смещением. Измени буквы - получи новое слово: веси – весы, сень – синь, осень – ясень Проверка домашнего задания: Чтение «Ловушка», выборочное чтение, пересказ, продолжение, знакомство с прочитанной самостоятельно главой. Переход к теме: В этом имени — слово “есень”. Осень, ясень, осенний цвет. Что-то есть в нем от русских песен : Поднебесье, тихие веси, Сень березы и синь-рассвет. Что-то есть в нем и от весенней Грусти, юности, чистоты... Только скажут: Сергей Есенин — Всей России встают черты. -Стихи Есенина помогут нам научиться видеть красоту слова, передавать чувства при чтении, а может быть, кого-то вдохновят на собственные сочинения. Актуализация им-ся знаний: учитель читает начало стихотворений, а дети продолжают. Заколдован невидимкой Дремлет лес под сказку сна, Словно белою косынкой Подвязалася сосна.(«Пороша») У плетня заросшая крапива Орядилась ярким преаламутром И, качаясь шепчет шаловлиово: «С добрым утром!» Белая берёза Под моим окном принакрылась снегом Точно серебром. («Берёза») Черёмуха душистая С весною расцвела И ветки золотистые, Что кудри, завила.(«Черёмуха») Поёт зима-аукает, Мохнатый лес баюкает стозвоном сосняка. кругом с тоской глубокою Плывут в страну далёкую Седые облака. (Слушанье музыки) Рассказ ученицы: Две даты: 3 октября 1895 года – 28 декабря 1925 года. Первая - дата рождения, вторая – смерти поэта. Тридцать прожитых на этой земле лет… Много это или мало? В Закавказье, где Есенин не раз бывал, в старину говорили: 30 лет человек должен учиться, 30 путешествовать и 30 – писать, рассказывая людям все, что он увидел, узнал, понял. Есенину было отпущено в три раза меньше. Его судьба – подтверждение другого старого изречения: “Жизнь ценится не за длину. ” Жизнь Есенина была очень короткой, но она была в ней и веселость, и доброта, и беспечность, и дерзкая удаль. Первичное знакомство со стихотворением: читает учитель. - Какие чувства у вас возникли? К кому обращается автор? Знакомство с портретом сестры, матери. Повторное чтение стихотворения: - Какие картины представляет герой? или - Какие слова, выражения показались вам необычными? Демонстрация фото дома поэта. Релаксационная пауза: выполнение движений в заданном ритме. Попробуйте угадать, какое любимое занятие у С. Есенина? (косьба) рисунок- стр.311 Составление партитуры стихотворения: - логическое ударение - паузы Выразительное чтение стихотворения. Вслух. Затем в парах. Поэтическому дару Есенина дано было слышать музыку природы. Вместе с ним и мы прислушиваемся “снежному звону”, к “песне вьюг”, верим, что “скрипкой поёт луна”. И “плачет метель ”Он обладал необычайным чувством ритма, но нередко, прежде чем положить свои лирические стихи на бумагу, проигрывал их…видимо, для самопроверки, на рояле, испытывая их на звук и на слух. Вся поэзия Есенина — музыка. В ней — плач флейты, хохот бубенцов, задорный напев тальянки, гитарный перебор с цыганским надрывом, песня соловья, шум деревьев, говор речушки и перезвон колоколов! Работа самостоятельная по уровням: 1. Подбери в тексте рифму к словам: прикрою - ………. надежде - ………… тревожь - ………… знакомо - ………….. отрада - …………… росы - …………… как ты - ………….. 2. Подбери свою рифму к словам: день - ………………………………….. плачь - …………………………………. лиса - …………………………………… взгляд - …………………………………. 3. Восстанови стихи: Худощавый и низкорослый, средь …………….. всегда герой, Часто, часто с ……………….. носом Приходил я к себе …………… . И навстречу …………….. маме Я цедил сквозь кровавый рот: «Ничего! Я ……………. о камень, Это к завтраму всё ……………» 4. Продолжи строки или напиши свои но настроению: Ветер песни поёт ____________________________ ____________________________ ____________________________ Чтение с музыкой. Поёт заранее подготовленная ученица. Затем хоровое исполнение. Домашнее задание: чтение выразительное стихотворения, желающие могут подготовить другие стихи С. Есенина. Подведение итогов: - Какие чувства испытали во время урока? Зачем нужно переживать грусть, тоску? - У кого возникло желание познакомиться с творчеством Есенина поближе? Комментирование отметок. |